РУС

Относительный лаг

Относительный лаг

Относительный лаг

1 комплект оборудования*

Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния относительно воды.

Днищевые устройства эхолотов и доплеровских лагов, предназначенных для установки на суда, совершающие рейсы в полярных водах (см. резолюцию ИМО MSC.386(94)) и имеющие в символе класса знак ледового класса Icebreaker или Arc4 - Arc9, должны быть защищены от повреждения льдом.
*  На судах, оборудованных радиолокационной станцией со средством прокладки (СЭП, САС или САРП) и/или системой управления траекторией судна, должен быть установлен лаг, измеряющий скорость судна относительно воды.
*  На судах валовой вместимостью 500 и более, но менее 10000, построенных до 1 сентября 1984 г., наличие лага не требуется при условии, что он не был предусмотрен проектом судна при его постройке.
   Лаг должен запитываться от основного и аварийного источников электрической энергии.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть V «Навигационное оборудование»


2.2.6 Если на судне предусматривается абсолютный лаг, он должен отвечать требованиям 5.4.
На судах валовой вместимостью 50000 и более, а также на других судах, где требуется установка абсолютного лага, обеспечивающего измерение скорости и пройденного расстояния относительно грунта, и лага, обеспечивающего измерение скорости и пройденного расстояния относительно воды, должно быть установлено два независимых устройства.

3.6 ШАХТА ЛАГА И/ИЛИ ЭХОЛОТА.
3.6.1 Шахта лага и/или эхолота должна отвечать следующим основным требованиям:
  1. размеры шахты должны обеспечивать доступ к преобразователям;
  2. шахта должна закрываться клинкетной дверью или иметь горловину с крышкой на откидных болтах. На крышке или на комингсе шахты должен быть установлен контрольный краник;
  3. спуск в шахту должен быть оборудован обычным трапом или скобтрапом;
  4. шахта должна быть испытана на непроницаемость в соответствии с требованиями Приложения I «Методы испытаний водонепроницаемости корпуса» части II «Корпус» Правил классификации и постройки морских судов;
  5. шахта должна иметь постоянное освещение и штепсельную розетку для переносной лампы на напряжение не более 50 В.
3.6.2 При расположении шахты лага и/или эхолота в районе грузовых танков на нефтеналивных судах должны быть выполнены следующие требования (см. также 3.7.4.6):
  1. шахта должна быть отделена от грузовых танков коффердамами;
  2. монтаж подводящих кабелей и кабелей внутри помещения должен быть выполнен в газонепроницаемых стальных трубах (см. также 3.8.3 настоящей части Правил и 2.2.2.9 части XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов);
  3. должна быть предусмотрена надежная вентиляция помещения;
  4. конструкция устройства для закрытия горловины должна исключать возможность искрообразования.
3.7 РАЗМЕЩЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СУДНЕ.
3.7.3 Лаг.
3.7.3.1 Первичные преобразователи скорости должны устанавливаться в днищевой части судна предпочтительно вблизи места пересечения основной и диаметральной плоскостей судна так, чтобы при наименьшей осадке и при качке преобразователи не обнажались.
3.7.3.2 Перед первичными преобразователями не должно быть выступающих наружу частей корпуса, а также приемных или отливных отверстий, которые могут повлиять на параллельность струй воды, обтекающей корпус судна.
3.7.3.3 Первичные преобразователи могут устанавливаться в клинкетах или стационарно. При этом должна обеспечиваться параллельность их продольных осей диаметральной плоскости судна с точностью не менее +1о.
3.7.3.4 Клинкеты первичных преобразователей должны размещаться в специальной шахте, удовлетворяющей требованиям 3.6.
3.7.3.5 Первичные преобразователи, устанавливаемые стационарно в отверстиях, прорезанных в днище судна, должны надежно крепиться к соответствующим приварышам, равнопрочным корпусу.
Прочность ледовой защиты днищевых устройств доплеровских лагов должна соответствовать или превышать прочность конструкции корпуса судна в месте их установки.
3.7.3.6 Репитеры скорости и пройденного расстояния должны быть установлены в месте, где осуществляется навигационная прокладка маршрута судна. Репитеры скорости должны быть установлены в рулевой рубке и на крыльях ходового мостика, оборудованных постами управления главным двигателем. При наличии в машинном отделении судна центрального поста управления (ЦПУ) рекомендуется предусматривать установку репитера скорости в этом помещении.
3.7.3.7 При наличии на мостике обобщенных индикаторов навигационной информации телевизионного типа отдельные репитеры скорости и пройденного расстояния могут не устанавливаться, за исключением репитера скорости в пульте дистанционного автоматического управления главным двигателем или в непосредственной близости от него.

5.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
5.1.2 Все навигационное оборудование должно быть рассчитано на непрерывную круглосуточную работу, иметь соответствующее защитное исполнение и надежно работать, как это указано в 5.1.41 части IV «Радиооборудование». При этом рабочая температура для первичных преобразователей скорости лага и вибраторов эхолота, находящихся в воде, должна быть от -4 до +40 оС.

5.4 ЛАГ.
5.4.1 Оборудование для измерения скорости и пройденного расстояния (лаг) предназначено для выработки и отображения данных о параметрах движения судна, используемых для целей навигации и маневрирования.
В качестве обязательных параметров лаг должен измерять продольную составляющую скорости перемещения судна на переднем ходу относительно воды или грунта, а также пройденное расстояние в этом направлении. Дополнительно лаг может измерять и другие компоненты движения судна.
Лаг, обеспечивающий передачу информации о скорости судна в средство радиолокационной прокладки (СЭП, САС, САРП) и систему управления траекторией судна, должен измерять продольную составляющую скорости перемещения судна относительно воды.
5.4.2 Лаг должен нормально функционировать на всех скоростях переднего хода судна, вплоть до максимальной, начиная со следующих глубин под килем судна:
  • 3 м - для лагов, измеряющих скорость и пройденное расстояние относительно воды;
  • 2 м - для лагов, измеряющих скорость и пройденное расстояние относительно грунта.
5.4.3 Начальная чувствительность лага должна быть не более 0,1 уз.
5.4.4 Погрешность (3s) измерения лагом скорости, при условии, что судно свободно от влияния эффектов мелководья, ветра, течения, а также прилива и отлива, не должна при нормальном законе распределения превышать следующих значений:
  • ±2 % от действительной скорости судна, или +0,2 уз., в зависимости от того, что больше - для представления информации в цифровые репитеры и трансляционные устройства;
  • ±2,5 % от действительной скорости судна, или +0,25 уз., в зависимости от того, что больше - для представления информации в аналоговые репитеры.
5.4.5 Погрешность измерения лагом пройденного расстояния, при условии, что судно свободно от влияния эффектов мелководья, ветра, течения, а также прилива и отлива, не должна превышать ±2 % от действительного расстояния, пройденного судном в течение 1 ч, или +0,2 мили на каждый час плавания, в зависимости от того, что больше.
5.4.6 Расхождение в показаниях скорости между репитерами и основным прибором не должно превышать ±1,5 % верхнего предела скорости, измеряемой лагом.
Расхождение в показаниях пройденного расстояния между репитерами и основным прибором не должно превышать ±0,01 мили, а между репитерами - ±0,02 мили.
Репитеры скорости и пройденного расстояния должны работать одновременно.
Репитеры скорости должны быть самосинхронизирующего типа. Допускается применять в качестве репитеров скорости цифровые индикаторы. При этом направление движения судна должно быть четко обозначено.
5.4.7 Лаги должны отвечать следующим конструктивным требованиям:
  1. выдвижные подводные устройства лагов должны обеспечивать быструю их установку в рабочее положение и уборку внутрь корпуса судна одним человеком;
  2. конструкция приборов лага должна быть такой, чтобы ни способ их крепления к корпусу судна, ни профилактический осмотр и замена на плаву судна, ни повреждение любой части доннозабортного оборудования, в том числе и выступающего за обводы судна, не могли привести к нарушению общей прочности корпуса судна и попаданию воды внутрь его;
  3. если масса выдвижного подводного устройства превышает 16 кг, для его уборки внутрь корпуса судна должны предусматриваться механические устройства (лебедки, тали, блоки). Время подъема не должно превышать 2 мин. Должно быть предусмотрено устройство для дистанционного подъема и опускания подводного устройства лага, управление которым производится из рулевой рубки. В этом случае должны быть предусмотрены соответствующие конечные выключатели, ограничивающие подъем и опускание подводного устройства в клинкете, уплотнение в клинкете и световая сигнализация в рулевой рубке о положении подводного устройства «поднято» - «опущено», а также «клинкет закрыт», если это требуется конструкцией лага;
  4. материалы, применяемые для изготовления подводных устройств лагов, их обработка и покрытия должны обеспечивать длительную работу этих устройств в морской воде;
  5. в комплектах лагов должно быть предусмотрено необходимое число репитеров скорости и пройденного расстояния в соответствии с требованиями 3.7.3.6 и 3.7.3.7. Допускается применение репитеров скорости и пройденного расстояния, совмещенных в одном корпусе;
  6. лаги должны иметь устройства для соответствующих регулировок после установки лагов на судне и для уничтожения недопустимых погрешностей в их показаниях;
  7. информация о скорости может представляться в аналоговой или цифровой формах, либо одновременно в двух видах. 
  8.      При использовании цифрового репитера шаг показаний не должен превышать 0,1 уз. при частоте обновления данных 1 раз в секунду. 
        Аналоговый репитер должен быть отградуирован по крайней мере через каждые 0,5 уз. с укрупненной оцифровкой делений не более, чем через каждые 5 уз.
        Если индикатор скорости предназначен для отображения различных компонентов движения судна, индикация направлений должна исключать их ложное считывание;
  9. информация о пройденном расстоянии должна отображаться в цифровом виде. Указатель должен охватывать диапазон от 0 до не менее 9999,9 мили с шагом не более 0,1 мили. Может быть предусмотрен оперативный счетчик со сбросом на «0»;
  10. шкалы основного прибора и репитеров должны иметь внутриприборное регулируемое освещение. Индикация указателей должна быть легко воспринимаемой для снятия отсчетов в дневное и ночное время;
  11. подключение репитеров должно производиться через соответствующие предохранители;
  12. рекомендуется предусматривать в конструкции лагов сигнализацию о прохождении судном определенных заданных расстояний;
  13.  допускается применение первичных преобразователей скорости лагов в выдвижном и стационарном исполнении. Выдвижные и стационарные преобразователи допускаются как выступающие, так и не выступающие за обшивку корпуса судна;
  14. допускается предусматривать установку двух первичных преобразователей скорости с соответствующим переключением.
5.4.8 Трансляционное устройство лага должно обеспечивать выдачу информации о пройденном расстоянии другому судовому оборудованию. При этом, если используется релейный контакт, информация должна выдаваться во внешние системы только при движении судна вперед путем замыкания контакта или его электрического эквивалента через каждые 0,005 пройденной мили.
Минимальное время замыкания контакта или длительность эквивалентного импульсного сигнала должны быть не менее 50 мс.
Если лаг предназначен для выдачи внешним системам данных о скорости, пройденном расстоянии, а также других параметров движения судна с учетом направлений, то в его трансляционном устройстве должны быть предусмотрены в необходимом количестве цифровые последовательные интерфейсы (см. также 5.1.31).
5.4.9 Лаг, имеющий возможность измерять скорость судна относительно воды и относительно грунта, должен иметь оперативный переключатель и индикатор режима работы. В двухкомпонентном лаге, измеряющем продольную и поперечную составляющие скорости, должна быть предусмотрена индикация, обеспечивающая однозначную и ясную индикацию режима работы и измеряемых параметров.
Дополнительно на индикаторах лага может отображаться информация о результирующем векторе скорости (по модулю и направлению) перемещения судна в месте установки датчика, а также расчетные данные о параметрах движения его носовой и кормовой оконечностей.
5.4.10 Первичные преобразователи лагов не должны создавать помех, влияющих на работу другого навигационного оборудования на судне.
5.4.11 Эксплуатационно-технические характеристики лага не должны ухудшаться при бортовой качке судна до +10о и килевой качке до +5о.
5.4.12 Если на эксплуатационно-технические характеристики лага влияют внешние факторы (волнение моря, температура, соленость и аэрация воды, скорость распространения звука в воде, глубина под килем, статический крен, динамический крен, дифферент и осадка судна), то подробные сведения об этом должны быть отражены в судовой эксплуатационной документации.