Ходовые испытания

06.09.2021

Ходовые испытания

По завершении испытаний в гавани, судно идет на ходовые испытания. Они проходят в море для больших судов или на внутренних водоёмах с достаточной глубиной и размерами для малых судов. Электроустановки при этом могут быть проверены при «нормальных» условиях и/или полной нагрузке, на полной скорости, без эффекта заземления или канала, что обычно невозможно на оборудованном причале. Без скорости, у причала, ходовая система быстро становится перегруженной.

   1. Ходовые испытания

Во время ходовых испытаний проводятся завершающие тесты перед сдачей судна собственнику. Ходовые испытания подтверждают перед собственником заявленные характеристики судна, а также показывают, что судно соответствует минимальным требованиям, определенным SOLAS.

Чтобы быть принятым инспекторами, ходовое оборудование должно быть проверено в рабочих условиях и в их присутствии. Требования владельца судна, такие как скорость, расход топлива, уровень шума и так далее должны быть проверены в условиях, полностью соответствующих рабочим, или при любых согласованных параметрах или обстоятельствах, предусмотренных в контракте на постройку судна.

Для грузовых судов максимальные значения для звуков или шума заданы в SOLAS. Для яхт и пассажирских судов действует совсем другой перечень нормативов. Уровень шумов и вибраций очень важен для комфорта людей на борту судна и поэтому должен быть проверен в рабочих условиях.

Собираются и записываются все необходимые параметры, такие как давление и температура, в условиях различной нагрузки на главный двигатель. Данные всех испытаний собираются в брошюре, которая затем используется как справочная на всё время эксплуатации судна.

По завершении морских ходовых испытаний (SAT, Sea Acceptance Test), когда судно считается готовым во всех отношениях, выпускаются сертификаты (если они уже не были выпущены для некоторых готовых систем). Вручение первоначальных Сертификатов Класса на корпус и оборудование проходит со всеми необходимыми церемониями, а нередко и с праздничными мероприятиями. Когда все другие необходимые сертификаты будут на борту, судну разрешается взять груз и покинуть порт.

   2. Периодические освидетельствования

Тем не менее, когда судно находится в эксплуатации, должны проводиться периодические освидетельствования для поддержания действительности сертификатов. Ежегодные освидетельствования, промежуточные освидетельствования и специальные освидетельствования проводятся вместе с другими обязательными сертификациями пятилетнего цикла.

Базовое ежегодное освидетельствования по электрической аппаратуре состоит из описанных ниже тестов и обследований, в зависимости от типа судна. Пример:

   2.1. Общие проверки

- проверка всех датчиков сигнализации уровня трюмных вод;

- проверка всех водонепроницаемых дверей (их работа и сигнализация); общая инспекция состояния водонепроницаемых уплотнений электрооборудования, если оно должно использоваться в затопленном состоянии;

- проверка основного и вспомогательного оборудования рулевой системы, включая сигнализацию;

- инспекция всех путей эвакуации, обозначающих их знаков, света от низкорасположенного освещения;

- проверка систем связи между мостиком и машинным отделением, местами аварийного управления;

- проверка дистанционно управляемых клапанов и соответствующей индикации;

- инспекция основного и аварийного распределительного щита и отходящих от него кабелей. Проверка при нормальных рабочих условиях. Проверка автоматизации, старта после аварийного отключения (блэк-аута), старта при ограниченной мощности, системы управления мощностью, автоматической системы последовательного старта после перезапуска, отключения маловажных систем. Инспекция электрической безопасности, заземления электрооборудования, особенно во влажных или опасных местах;

- для всех судов: общая проверка сигнализации и оборудования безопасности, таких как автозапуск дежурного генератора и последовательный старт важного оборудования при нормальных рабочих условиях.

- суда с безвахтенным машинным отделением (UMS, unattended machinery space): общая проверка при рабочих условиях систем автоматизации, таких как дежурные насосы и вспомогательное оборудованиие. Выборочная проверка сигнализации, включая мостик, кают-компанию и каютную сигнализацию. Проверка таймера безопасности или сигнализации контроля дееспособности машинного персонала (Dead man alarm). Проверки по утвержденному расписанию для судна. Проверки систем управления на мостике и систем связи мостик – машинное отделение;

- навигационное и морское оборудование. Общая проверка всего оборудования при нормальных рабочих условиях;

- суда с одним вахтенным на мостике. Вдобавок к общей проверке при рабочих условиях дополнительной сигнализации и индикаторов, должны быть проверены таймер безопасности и каютная сигнализация. Проверки по утвержденному расписанию;

- проверка радио/ ГМССБ (GMDSS)/ внешней связи;

- системы безопасности экипажа. Общая тревога и система аварийного освещения, автоматический старт аварийного генератора и, если аварийный источник электроснабжения – аккумуляторные батареи, нагрузочная проверка батарей.

  В добавление к 2.1:

  2.1.1. Суда, перевозящие опасный груз в сыпучем виде

- насыпной опасный груз. Проверка оборудования в опасной зоне в отношении группы взрывоопасности газа, класса по температуре и внешних повреждений, если они есть;

- пыльный опасный груз. Проверка оборудования в опасной зоне, типа ограждения, класса защиты, возможные внешние повреждения.

  2.1.2. Танкеры

- опасный жидкий груз. Проверка оборудования в опасной зоне в отношении группы взрывоопасности газа, класса по температуре и возможных внешних повреждений. Газы от некоторых грузов тяжелее воздуха и поэтому образуют слой на палубе или накапливаются в любом объёме под палубой

- суда, перевозящие сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ (LNG and LPG ships)

- сжиженный природный газ (после испарения) легче чем воздух, а сжиженный углеводородный газ тяжелее. Должна быть проведена проверка оборудования в опасной зоне в отношении группы взрывоопасности газа, класса по температуре, а также инспекция повреждений судна или оборудования.

  2.1.3. Пассажирские суда

- судовые системы безопасности;
- системы безопасности пассажиров. Общая тревога, громкая связь, аварийное освещение, переходные системы освещения, системы низкорасположенного освещения. Для UPS требуются проверки батарей и проверка системы под нагрузкой. Должны быть продемонстрированы автоматический запуск аварийного генератора и работа связанного оборудования, такого как (противодымные) вентиляторы, противопожарные заслонки, воздушные жалюзи.

  2.1.4. Паромы для машин с носовыми и кормовыми аппарелями

- сигнализация и индикация аппарелей, сигнализация уровня воды, системы телевизионного мониторинга CCTV;
- дополнительное освещение для экипажа и пассажиров;
- оборудование в опасных зонах. Так, нижние 45 см над автомобильной палубой, когда автомобили стоят с топливом в баках, считается опасной зоной. Также внимание надо уделить оборудованию под рампами и опускающимися палубами (swing deck), где могут стоять машины. Минимальные требования к оборудованию автомобильной палубы и подобных мест выше этого 45 см слоя – класс защиты IP 55. Вентиляция автомобильной палубы должна обеспечивать по меньшей мере 10-ти кратную замену воздуха в час.

  2.1.5. Суда с динамическим позиционированием.

Ежегодная инспекция в рабочих условиях, что означает ежегодное ходовое испытание с динамическим позиционированием в удобном месте, чтобы продемонстрировать работу системы управления, проводится в сочетании с инспекцией всей ходовой системы, обычно дизель-электрической. Инспекции и проверки должны проходить по индивидуальному одобренному расписанию для судна. Особое внимание проверке ресурса работы UPS. Часто основой для тестирования является FMEA, анализ видов и последствий отказов.

  2.1.6. Малые суда и яхты

- проверка основного электрооборудования;
- автоматики;
- оборудования опасной зоны, где собрано вся техника, работающая на бензине. Требования такие же, как на палубах паромов – вентиляция должна обеспечивать по меньшей мере 10-ти кратную замену воздуха в час. Должна работать сигнализация газообнаружения, а всё оборудование, не рассчитанное на работу в таких условиях, должно быть выключено.

  2.2. Полное обследование электрооборудования раз в 5 лет

Раз в пять лет электрическое оборудование судна должно быть подвергнуто специальному обследованию, совпадающему с ежегодным, но с добавлением следующих тестов и инспекций:

- измерение сопротивления электроизоляции для всех кабелей и всего оборудования, моторов, генераторов, распределительных щитов, и всех потребителей, включая камбуз и постирочную. Также проверяют высоковольтные кабеля и потребителей, если они есть.

- проводится инспекция оснастки главного и аварийного распределительных щитов, что означает проверку соединений как динамометрическим ключом, так и проверкой нагрева после нагрузки с помощью инфракрасной камеры. Медные шинопроводы довольно мягкие, поэтому важен крутящий момент при затягивании болтов. Проверяется сопротивление шинопровода специальным низкоомным измерительным оборудованием. Проверяются настройки разъединителей цепи, состояние их контактов. Измерение сопротивления контактов вакуумных разъединителей. Калибровка настроек разъединителей и проверка размыкающих цепей маловажного оборудования. Общая инспекция щитов.


Иностранный язык:  en

Возврат к списку