Судовая система осушения трюмов

26.02.2021

Судовая система осушения трюмов

Чтобы поддерживать трюма сухими и откачивать лишнюю воду, на судах обязательно есть так называемые система осушения (трюмная линия).

Откуда в трюмах берётся вода? Это могут быть протечки труб, дождь (если судно открытое или при погрузке). Постоянный источник воды – конденсация, когда тёплый воздух соприкасается с холодной поверхностью (внутренней поверхностью бортов, например, или холодным грузом). Это совершенно нормальная ситуация, вода будет откачана и ничему не повредит.

Машинное отделение обычно имеет собственную отдельную систему осушения для воды, загрязнённой нефтепродуктами. Система осушения обычно состоит из трёх «линий обороны»:

  1. Небольшой насос для откачки небольших количеств воды, поступающих ежедневно. Грязная трюмная вода с маслом («льяльная вода») закачивается в трюмный резервуар, а оттуда через сепаратор, после очистки, за борт. Или же перекачивается в отдельный резервуар-отстойник.
  2. Мощный насос для откачки трюмных вод прямо за борт в экстренных случаях.
  3. Прямая откачка трюмных вод насосами охлаждения главного двигателя с их огромной производительностью. Используется в аварийных ситуациях.

Система осушения – важная часть системы безопасности судна, её устройство и расположение регулируется законом. Так, по правилам SOLAS, система осушения, система пожаротушения и балластная линия должны быть тремя независимыми системами, которые могут подменять друг друга в случае необходимости. Система осушения должна периодически проверяться, результаты заносятся в судовой журнал. Всё серьёзно.

 

Ручной способ

Чтобы определить количество воды в трюме, есть два способа – ручной и инструментальный, с помощью датчиков уровня. Но море есть море – несмотря на все датчики-измерители, по правилам всё равно необходимо регулярно проверять уровень вручную. Это делается ручным способом – в специальную трубку в трюме (которая почему-то называется «звучащая трубка») опускают металлическую измерительную ленту с грузом на конце (которая называется «звучащая лента», да, вы угадали), пока груз не стукнется о дно. Ленту поднимают и смотрят, до какого уровня она смочена, определяя уровень жидкости. А чтобы лучше было видно границу жидкости на ленте, на неё наносят специальную пасту, меняющую цвет при контакте с жидкостью.

При дистанционном контроле в сборный (сточный) колодец или другое место помещают датчик с поплавком (датчик затопления), который подаёт сигнал, если жидкость поднялась до этого уровня и поплавок всплыл. При этом активируется предупредительный сигнал или автоматически включается откачка.

 

Метод воздушных пузырьков

Точно измерить уровень можно мембранными датчиками давления, электрическим датчиком уровня, специальным радаром или системой с воздушными пузырями – очередное изящное изобретение, используемое на судах. Воздух начинают закачивать в трубку, погруженную до дна жидкости, при этом меряют давление. Когда воздух доходит до конца трубки, преодолевая давление столба жидкости, и начинает выходить, давление перестаёт расти. Это и есть давление на дне, по нему определяется уровень жидкости.

Поможет ли это?

Производительность насосов системы осушения трюмов от 100 до 300 м3/час. Расчеты показывают, что пробоина в борту размером 5х5 см на глубине 5 м будет поставлять в трюм 90 м3/час, а в два раза большая по площади уже 180 м3/час. Так что шансы есть!


Из чего состоит система осушения:

Трюмные насосы


Они должны всегда быть в состоянии готовности, хотя могут быть использованы и для других целей. Трюмные насосы самовсасывающие (обычно поршневые), магистраль не требуется заполнять водой перед использованием.

Фитинги


В системе осушения используются обычные клапана – предохранительные, заглушки, фильтры, распределители и т.д. К общей осушительной линии через клапаны открытия-закрытия подсоединены всасывающие линии. На этих линиях есть невозвратные клапана, чтобы вода из затопленных отсеков не могла проникнуть в сухие.

Основная трюмная линия


Она расположена в машинном отделении и начинается от распределительного коллектора на всасывающей стороне насосов. К коллектору подходят всасывающие линии от отсеков судна. В составе оборудования трюмной линии в машинном отделении один обязательный насос и один дополнительный (резервный). Сюда подсоединены и всасывающие патрубки насосов системы охлаждения главного двигателя. В случае значительной течи эти высокопроизводительные насосы могут работать как аварийный трюмный насос. Ручной аварийный клапан с большим красным маховиком, который включает аварийную откачку, находится в машинном отделении.

Всасывающие линии и сборные колодцы

Грузовые трюмы имеют 4 сборных колодца, по одному в каждом углу трюма. К каждому подключен отдельный всасывающий трубопровод, которые, в свою очередь, подключены к осушительному трубопроводу. В какой колодец собирается вода, зависит от конструкции судна, как оно загружено, дифферента.

Трюмный, или сборный, колодец состоит из двух разделённых переборкой отсеков. Переборка доходит до половины или трёх четвертей высоты колодца. Сам колодец закрыт крышкой с небольшими отверстиями, работающей как грубый фильтр. Как только вода внутри колодца достигнет уровня верха переборки, она начинает перетекать во второй отсек, где находится всасывающий трубопровод. Выше решётки расположены всасывающие патрубки для аварийной откачки от насосов охлаждения.

Эжектор

В эжекторе создаётся разрежение за счет высокой скорости воды, протекающей через него. Этот механизм тоже может использоваться для откачки трюмов, например цепных ящиков. Поток воды через эжектор создаётся пожарным насосом, создающим большое давление. Трюмная вода засасывается и вытекает за борт вместе с водой эжектора.

Трюмная вода. Очиститель. Сепаратор

По правилам MARPOL (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, 1973), льяльная вода из машинного отделения не может быть откачана прямо за борт без очистки. Чтобы отделить масло, которое может быть в этой воде, используют сепаратор. Грязное масло накапливается в отдельном танке.

Такие сепараторы, с измерителем содержания масла в воде и системой предупреждения, обязательны для установки на судах водоизмещением от 1000 GT (Gross Tonnage). Откачиваемая за борт вода может содержать не более 15 ppm (частей на миллион).


Иностранный язык:  en

Возврат к списку