Судовой гирокомпас: принцип работы
Гирокомпас — одно из устройств навигации, которое устанавливают на судах с водоизмещением от 500 гросс-тонн. Такие приборы предназначены для определения курса судна и пеленга на объекты. Показатели гирокомпаса на судне зависят не от воздействия магнитных сил, а от оси и скорости вращения земного шара.
Конструкция и принцип работы
Есть несколько видов гирокомпасов:
- Жидкостные и сухие. Состоят из подвижных механических элементов, подвержены воздействию электрических приборов, девиации.
- Волоконно-оптические. Не имеют вращающихся частей. Их работа основана на эффекте Саньяка. Такие приборы не подвержены девиации, намного быстрее определяют север.
Принцип действия жидкостного судового гирокомпаса построен на работе гироскопа. Он расположен в жидкости внутри устройства и свободно перемещается между тремя взаимоперпендикулярными осями. При этом гироскоп вращается вокруг своей оси, которая под воздействием гравитации и вращения Земли располагается параллельно истинному меридиану. Именно за счет положения гироскопа гирокомпас всегда указывает на географический полюс.
Оси гироскопа можно задать определенное направление вращения. Если трение жидкости внутри гирокомпаса не слишком сильное, установленный курс сохраняется очень долгое время. Управление гироскопом осуществляется с помощью электричества от главного и аварийного щитов. Чтобы устройство работало корректно, прерывать подачу электричества нельзя.
Важно, что сам по себе гироскоп не может выполнять функции компаса. На разных широтах Земли он отклоняется от плоскости меридиана и не возвращается к ней. При этом ось гироскопа колеблется около плоскости меридиана, что вносит погрешности в данные, мешает точно определить курс.
Гирокомпасы на судах имеют крупные размеры и большой вес. В их конструкцию входят элементы управления, генератор, контрольно-сигнальная система. Последняя предназначена для подачи сигнализации при перенапряжении, смене рабочего режима, неисправностях. Показатели с приборов сохраняются в регистраторе данных рейса (РДР).
Как подключить гирокомпас на судне
Установка гирокомпаса на судне осуществляется в защищенных от воды, пыли, дыма помещениях. Рекомендуется располагать устройство как можно ближе к центру тяжести и диаметральной плоскости.
Перед установкой и запуском оборудования необходимо тщательно осмотреть все приборы: предохранители, лампы, электрические кабели. Важно проверить комплектацию, наличие всех элементов и устройств, ход подвижных и вращающихся компонентов конструкции. Также нужно замерить уровень жидкости, если она используется в гирокомпасе.
Подключают устройство в следующей последовательности:
- Запускают ток и генератор.
- Проверяют соответствие пусковых и рабочих токов моторов и контрольно-сигнальной системы.
- Проверяют работу панели управления.
- Проверяют температуру жидкости, подключают предохранители.
- Через несколько часов работы определяют положение гироскопа, вносят поправки.
Гирокомпасы компании «Связь и Радионавигация»
На нашем сайте вы можете купить судовые гирокомпасы от надежных производителей, в том числе и с установкой на судне. Также в «Связь и Радионавигация» представлены приемники NAVTEX, картплоттеры и эхолоты, судовая автоматика, терминалы сообщений и другие устройства. Мы оказываем услуги по береговому техническому обслуживанию (БТО), ремонту и установке оборудования.
Для консультации и оформления заказа позвоните нам по телефону +7 (812) 4-673-673 или отправьте запрос на service@cirspb.ru