РУС

Системы связи

19.08.2021

  1. ГМССБ

  1.1. Оборудование ГМССБ

Названия и функции обязательного оборудования ГМССБ (все суда, все районы плавания):

1. АРБ, аварийный спутниковый радиобуй (EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon). Он способен автоматически давать положение точки, в которой судно затонуло и буй всплыл на поверхность; в коде сигнала также есть идентификатор судна.

2. РЛО, радиолокационный ответчик (SART, Search and Rescue Radar Transponder) передаёт идентификатор судна, когда попадает под луч 10-см локатора (с другого судна). На экране локатора при этом виден характерный сигнал (прим. перев.).

3. НАВТЕКС («навигационный факс», NAVTEX, Navigational Telex) получает метеорологическую, навигационную и специальную информацию, касающуюся безопасности мореплавания.

4. ЦИВ, цифровой избирательный вызов (DSC, Digital Selective Calling) – способ оповещения о бедствии без использования спутников. Район его действия ограничен наличием на берегу морских координационных спасательных центров.

Оборудование связи в районе А1:

5. Один стационарный VHF радиотелефон со штыревой антенной

6. Один автономный РЛО, радиолокационный ответчик

7. Один автономный АРБ, аварийный спутниковый радиобуй

8. Один приемник НАВТЕКС со штыревой антенной

9. Один улучшенный радиоприемник групповой связи со штыревой антенной

10. Два ручных автономных VHF радиотелефона

Оборудование связи в районе А2 включает перечисленное для района А1 плюс:

11. Один автономный ПЧ (MF) радиотелефон с ЦИВ и проволочной антенной или высокой вертикальной штыревой антенной от 9 до 16 м высотой, или альтернативной.

12. Одну систему спутниковой связи ИНМАРСАТ-С с гиростабилизированной направленной антенной, текстовые сообщения и данные. Новые миниатюрные системы SATCOM-M с гиростабилизированной направленной антенной могут передавать голос, факс и данные.

Для района А2 радио MF/HF с ЦИВ обязательно. VHF должно быть продублировано. SATCOM необязателен. Чаще всего используется SATCOM-C. Последняя разработка SATCOM – INMARSAT-F и Fleet Broadband.

Оборудование для района А3 включает вышеперечисленное плюс:

13. Один MF радиотелефон и систему INMARSAT-C с антеннами или, как альтернативу, дублирующую систему SATCOM другую MF/HF радиотелефонную систему с ЦИВ и TELEX, с другой большой проволочной антенной или высокой штыревой антенной.

Требуются MF/HF радио и SATCOM-C Telex на MF/HF, или второй SATCOM-C. Три ручных автономных VHF радиотелефона.

Район А4 лежит за пределами покрытия спутников, поэтому могут использоваться только радиотелефонные системы MF/HF c ЦИВ и TELEX.

   1.2.  АИС, ОСДР и ССОО

   1.2.1. Автоматическая идентификационная система

АИС – транспондерная система, которая непрерывно передаёт данные о судне: постоянные данные – имя, позывной, размеры, тип судна, номер IMO; и переменные данные – позицию, курс и скорость, осадку, загрузку, пункт назначения и расчетное время прибытия (ETA) в диапазоне VHF.

Данные, полученные от судна, обрабатываются и комбинируются со следующей картой района, где находится судно. В наше время они также размещаются в Интернете. Рисунок в конце статьи показывает пример судов, идущего по Ла-Маншу, с деталями судна, на которое наведена мышь, в выпадающем экране.

Системы связи Системы связи

АРБ

   1.2.2. Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии

Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР, Long Range Identification and Tracking, LRIT) предназначена для того, чтобы передавать положение судна на центральную базу каждые 6 часов согласно требованиями ISPS IMO. Это позволяет государствам флага подтвердить позицию кораблей в их администрировании по всему миру. Данные передаются автоматически через подходящую передающую систему в радиозоне, для которой сертифицировано судно.

Оборудование ОСДР должно быть официально утвержденного типа.

   1.2.3. Судовая система охранного оповещения

Судовая система охранного оповещения ССОО (SSAS, Ship Security Alert System) – спутниковая радиосистема, дающая экипажу судна возможность предупредить свою «домашнюю базу», например, в случае пиратской атаки. В рулевой рубке и где-нибудь еще, обычно в комнате управления машинным отделением, установлены кнопки оповещения. Когда кнопка нажата, специально назначенному агенту будет отослано автоматически сформированное радиосообщение. Агент по получении предупреждения проинформирует оператора и власти.

   1.2.4. Антенны

Всё вышеперечисленное оборудование требует для своей работы определённых видов антенн, которые должны быть размещены на верхней части судна. Каждая из антенн имеет своё предпочтительное местоположение, но так как пространство ограничено, должен быть найден компромисс, основанный на целевом использовании судна. Должны быть приняты во внимание возможная интерференция (помехи) между антеннами (см. часть про ЭМС).

Другое оборудование, которое требует антенн – радио и ТВ системы, и, например, система V-Sat для телефонной связи и Интернета. Чаще всего это гиростабилизированные параболические антенны, установленные в куполообразных корпусах, которые используют для передачи данных спутники.

   2. Обслуживание

Обслуживание оборудования тоже является частью требований ГМССБ и определяется как обслуживание на борту судна, «береговое» обслуживание и обслуживание дублированием аппаратуры на борту. Для судов, ходящих в морских районах А1 и А2, может быть приспособлен любой из этих способов в соответствии с руководством, содержащемся в соответствующей резолюции IMO. «Береговое» обслуживание наиболее широко подходит для всех районов, с добавлением резервирования для районов А3 и А4.

Ответственность за приемку пакета внешней коммуникации обычно несет государство флага.

   3. Внутренние соединения

Обычно судно имеет набор внутренних систем связи, таких как:

- автоматический телефон;
- громкая связь;
- общая тревога;
- радиопэйджинг.

Иногда громкая связь и общая тревога объединены в одну систему, особенно на пассажирских судах. Кроме того, на них может быть несколько развлекательных систем, таких как:

- радио
- спутниковое вещание
- Интернет.

Системы связи

Пример данных АИС. Суда, проходящие по Ла-Маншу. Одно судно выделено

Системы связи

Мачта для антенн и радаров. Шесть штыревых антенн слева и справа, две купольных антенны и два радарных сенсора в середине, четыре антенны GPS на самом верху


Возврат к списку