РУС
01.12.2021

Для правильной работы сети навигационных приборов необходимо выполнить ряд условий:

  • Приборы должны быть способны взаимодействовать друг с другом. Сигналы от датчиков могут иметь различные форматы (аналоговый, цифровой и видео) и скорость (скорость передачи в бодах). Это управляется системными настройками.
  • Соединения должны быть устойчивы к повреждениям от тепла, воды и вибрации. Могут встречаться как стандартизированные, так и специфические для производителя разъемы.
  • Надежное электроснабжение.
Плохие соединения − нередкая проблема, поэтому навигатор должен быть знаком с различными компонентами навигационной системы и тем, как они подключены.
Соединения
Различные части системы могут использовать различные типы разъемов или могут быть соединены различными способами.
В цепной сети блоки соединены последовательно, т. е. один за другим. Это несложная сеть, но большая ее часть может быть выведена из строя простым разрывом кабеля. Нередко части сети навигационной системы соединяются различными способами. На приведенной ниже схеме каждый датчик подключен к своему собственному блоку отображения и процессору, а затем эти блоки последовательно соединяются в цепочку.

Сети

Последовательный набор блоков, каждый со своим собственным датчиком

В своей простейшей форме сеть star состоит из центрального соединительного блока, к которому подключены все приборы.
Преимуществами этой топологии являются гибкость и нечувствительность к интенсивному трафику в одном узле, так как это не повлияет на другие. Ни один разрыв кабеля не приведет к разрушению всей сети.
Недостатком звездной сети является отсутствие безопасности. Ошибка в центральном узле, которым обычно является компьютер, выведет из строя всю сеть.

Сети

Сеть bus означает, что все приборы подключены к центральной шине (кабелю), как для передачи данных, так и для передачи тока, с терминаторами на обоих концах.
В такую систему легко добавить больше компьютеров. Однако риск несовместимости значительно возрастает, если подключено несколько компьютеров.
На практике часто встречаются навигационные системы с соединениями, которые представляют собой комбинацию цепных, шинных и звездных сетей.
Подсеть, состоящая, например, из лага, может быть частью более крупной сети, как, например, лаг SAL на диаграмме внизу.
Мультиплексоры в сети объединяют данные из нескольких источников в один поток данных, а разветвители копируют сигнал на несколько устройств отображения.
Сети могут также использовать адаптеры для локальных беспроводных сетей, чтобы данные могли передаваться на множество экранов в разных местах на корабле.

Сети


 

Сети

Локальная беспроводная сеть (LAN)

  СОЭНКИ (ECDIS)

Взято из стандарта ECDIS (резолюция IMO A.817)

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ECDIS
1.1 Основная функция ECDIS заключается в содействии безопасной навигации
1.6 ECDIS должна снизить навигационную нагрузку по сравнению с использованием бумажной карты. Это должно позволить моряку удобно и своевременно выполнять все планирование маршрута, мониторинг маршрута и позиционирование, выполняемые в настоящее время на бумажных картах. Он должен быть способен        непрерывно определять местоположение корабля.
3.1 Система отображения и информации электронной карты (ECDIS) означает навигационную информационную систему, которая при наличии надлежащих резервных механизмов может быть признана соответствующей обновленной карте, требуемой правилами V/19 и V/27 Конвенции СОЛАС 1974 года с внесенными поправками, путем отображения выбранной информации из системной электронной навигационной карты (SENC) с информацией о местоположении от навигационных датчиков, чтобы помочь моряку в планировании маршрута и мониторинге маршрута, и при необходимости отображать дополнительную навигационную информацию. (MCS 232)

ECDIS состоит из компьютера, источника определения местоположения (GNSS), электронных карт и навигационной программы. Может быть добавлена радарная и другая навигационная информация, при условии, что это не ухудшает качество информации на экране.
Минимальные требования к системе ECDIS − это соединения между следующими компонентами:
  • Компьютер, оснащенный навигационной программой и электронными картами.
  • Непрерывный источник координат, EPFS = Электронная система фиксации положения
  • Компас
  • Лаг.
ECDIS должна быть подключена к источнику бесперебойного питания, ИБП.

Сети

Минимальный состав для ECDIS

ECDIS обеспечивает:

  • Показать всю информацию о карте, необходимую для безопасной навигации
  • Используйте электронные карты, опубликованные официальными производителями карт.
  • Содержит метод для простого и безопасного исправления электронных карт и другой информации.
  • Приводит к более простым навигационным процедурам, чем соответствующие процедуры с использованием бумажных карт.
  • Иметь, по крайней мере, такую же надежность и доступность, как и бумажные диаграммы.
  •  Упростить планирование маршрута, постоянно показывать маршрут и местоположение судна, разрешать легко изменять маршруты и путевые точки и должны подавать сигнал тревоги, если судно сильно отклоняется от маршрута.
  • Позиции доставки основаны на системах, находящихся в непрерывном режиме, и подают сигнал тревоги, если сигналы отсутствуют.
  • Выводить сообщение об ошибке при неправильном использовании системы или при неправильной работе оборудования.
  • Быть оснащенным встроенными процедурами тестирования, которые будут указывать местоположение любой неисправности, которая может произойти.
  • Навигатор может отображать и считывать широту и долготу на экране, а также предлагать наличие электронных линий пеленга, колец с переменным и фиксированным диапазоном и подвижных значков для точек и других объектов, необходимых для навигации.
  • Навигатор может легко добавлять или удалять информацию с экрана.
  • Навигатору невозможно удалить информацию с электронной карты или базы данных.
  • Навигатору должна быть предоставлена возможность установить контур безопасности и/ или глубину безопасности, и система должна подавать сигнал тревоги, если они превышены.

Если произойдет событие, когда ECDIS перестанет работать, то на оставшуюся часть рейса будет использоваться резервный план безопасного плавания. Эта так называемая "адекватная резервная копия" может быть независимой системой ECDIS или современными бумажными картами.
Стандарты для ECDIS можно найти в Резолюции ИМО A.817 + MCS 232 и Международной электротехнической комиссии IEC 61174.
Для сертификации ECDIS должна соответствовать нескольким дополнительным условиям:
  • Соответствовать стандартам производительности ECDIS
  • Содержать обновленное программное обеспечение ECDIS Н
  • Используйте обновленные официальные векторные диаграммы (ENC) I
  • Используйте программное обеспечение и аппаратные компоненты, одобренные типом.
Для навигации без использования бумажных карт необходимо иметь на борту две сертифицированные ECDIS, которые работают полностью независимо друг от друга. Альтернативой является наличие полного набора карт, которые постоянно обновляются. Эти карты необходимо использовать при навигации, планировании маршрута, нанесении исправлений, расчете мертвой точки и т.д. В дополнение к этим международным требованиям государство флага может иметь дополнительные требования. Наконец, членство в организациях, например, по транспортировке нефти, может добавить дополнительные правила. 


Возврат к списку