Радар
Радар (аббревиатура − для радиолокационного обнаружения и определения дальности) служит наиболее гибким инструментом в наборе инструментов навигатора. Радар может определять местоположение, курс и быть основой для принятия решений о риске столкновения. С другой стороны, это инструмент, который требует от штурмана наибольшей компетентности в работе.
Радар измеряет расстояние и направление, передавая узкий луч высокой энергии от непрерывно вращающейся антенны. Большинство радаров передают короткими импульсами, но некоторые передают непрерывно и в этом случае происходит линейное изменение частоты. Этот, так называемый, широкополосный метод используется прогулочными судами в то время, как импульсный радар применяется торговым флотом.
Пятно света на экране ("эхо") указывает на то, что радар что-то обнаружил.
Экран радара, показывающий эхосигналы, кольца дальности и главную линию, которая находится прямо по курсу
Радиолокационное изображение может показать многое, но, тем не менее, дает мало информации, в отличие от других навигационных приборов, которые обеспечивают легко читаемые значения. Радар необходимо настроить таким образом, чтобы он показывал изображение, содержащее информацию, необходимую навигатору. Даже в этом случае изображение потребует интерпретацию с его стороны.
На рынке представлено множество различных моделей радаров и, поскольку срок службы радара способен достигать 25 лет, навигатор может столкнуться с многочисленными конструкциями разных моделей. Современные радиолокационные установки управляются комбинацией кнопок и меню. В старых системах есть только ручки и кнопки, часто с различными формами, чтобы их можно было различить даже в темноте.
Старые радары показывают "развертку" на экране с той же скоростью вращения, что и антенна. Для создания изображения эхосигналы имеют медленное время затухания. Флуоресцентный материал таких экранов способен разрушаться при использовании, что наиболее заметно в центре, со временем там изображение перестает отображаться. ЖК-экраны также показывают развертку, но не так четко. Эхосигналы сохраняются в памяти изображения до следующего прохождения развертки. Это делает изображения более стабильными, а информацию легче интерпретировать.
Радиолокационный комплекс состоит из антенны, экрана изображения и электроники, необходимой для обработки сигналов. Все антенны радара вращаются при использовании, но многие из них закрыты специальным кожухом (антенна обтекателя).
Торговые суда используют радар, передающий сигнал в виде коротких импульсов в узком луче. На коротком расстоянии необходимая энергия меньше, поэтому импульсы короче, что дает улучшенное изображение. Для изображения объектов на большом расстоянии требуется больше энергии.
Морской радар передает в X-диапазоне с длиной волны около 3 см и в S-диапазоне с длиной волны 10 см. Короткие длины волн лучше отражаются. Это дает более четное изображение, но оно может содержать лишнюю информацию, представляющую небольшой реальный интерес, например, о ливнях. Более крупные суда оснащены радарами, как X-диапазона, так и S-диапазона, чтобы получить преимущества обоих.
Ширина лепестка варьируется в зависимости от длины антенны: менее 1° для длинных антенн и около 6° для маленьких. Время, необходимое для передачи импульса, невелико по сравнению со временем, необходимым для приема эха.
Широкополосные радиолокационные установки включают отдельные передающие и приемные антенны, поэтому они передают и принимают одновременно, но с постоянно меняющейся частотой. Цели на одном расстоянии отражают импульсы на определенной частоте, в то время как цели на другом расстоянии отражают их на другой частоте. Это основа для определения дальности объекта.
Собственное судно находится в центре изображения (что не всегда совпадает с центром экрана) и именно по нему радар измеряет расстояние до целей. Направление задается направлением антенны, когда был принят сигнал.
Экран радара на мостике. Экран показывает эхо от земли и от ярко освещенного корабля
Возвращающееся эхо приведет к тому, что цель будет зарегистрирована как яркое пятно на правильном расстоянии и пеленге от корабля Навигатора. Информация о пеленге дается положением антенны, когда она обнаруживает отраженное эхо.
Сначала убедитесь, что сканер чист и что в этом районе никого нет. Когда кнопка "Пуск" на радаре нажата, система начинает прогреваться. Как только устройство прогреется, на экране обычно появляется сообщение "Режим ожидания". Для начала работы необходимо нажать другой переключатель, помеченный, например, "TX". Появится ли видимое изображение на этом этапе или нет, будет зависеть от нескольких настроек. В режиме "Ожидания" радар работает в режиме прогрева, но он не активен. Это экономит электроэнергию, позволяя при этом немедленно активировать систему. Но широкополосный радар запустится сразу.
Этот радар активируется/ запускается и переводится в режим ожидания с помощью кнопки STBY/TX
Нажатие кнопки питания запускает этот радар
Земля, видимая на экране радара, не похожа на землю, видимую на карте. Также и эхо таких объектов, как корабли, навигационные знаки, скалы и т. д., не похожи на настоящие. Изображение на экране должно быть интерпретировано. Экранное эхо просто означает, что какая-то цель отражает импульсы радара.
Новыми целями, которые появляются в открытом море и не имеют эквивалента на карте, соответствуют судам или иным плавающим объектам.
Отдельные эхо-сигналы в прибрежных водах также могут быть навигационными знаками.
Наши ожидания и неверное истолкование могут привести к ошибочным интерпретациям среди шхер и островов архипелага. Довольно похожие отраженные сигналы способны издавать такие разные объекты, как каноэ, затопленная скала, небольшой плавучий навигационный знак и даже лебедь (когда он близко!). Внешний вид эхо-сигнала зависит от характеристик цели, дальности действия и настроек радара.