Приёмочные испытания в гавани
Приемочные испытания в гавани проводятся после того как оборудование установлено на борту и подсоединено, чтобы подтвердить, что оборудование способно работать правильно.
1. Проверки систем электроснабжения
Пример – нагрузочный тест дизель-генераторной установки совместно с распределительным щитом. Нагрузочные испытания часто проводятся с использованием гидротормоза (water resistance device), который преобразует электроэнергию в тепло. Недостаток этого устройства – оно не имитирует судовую нагрузку, которая обычно частично индуктивная.
Коэффициент мощности равен 1 для чисто резистентной нагрузки, поэтому максимальная мощность дизеля достигается при 80% тока генератора. Поэтому это не испытание генератора, где ограничивающий фактор – ток. Нагрузочный тест даёт хорошее представление о мощности генераторной установки. Должны быть проверены защита вспомогательного двигателя и система отключения, а также автоматический запуск резервных насосов и последовательный перезапуск важного оборудования после аварийного отключения электроэнергии.
Дальнейшее тестирование может включать пуск-остановку при разной нагрузке, осуществляемую системой автоматического управления мощностью. Эта система должна автоматически уменьшать шаг винта и/или обороты электрического трастера в случае перегрузки пула генераторов. Большинство из таких испытаний могут быть проведено в гавани, так как они не требуют, чтобы судно было на ходу.
2. Проверки систем защиты двигателя
Это проверки автоматического отключения двигателей дизель-генераторов, ходовых двигателей, бойлеров и тому подобных.
3. Проверки систем автоматизации
Системы, которые нуждаются в проверке – системы управления главными двигателями/муфтами сцепления/винтами на мостике; передача управления от машинного отделения на мостик, с мостика на крылья и обратно; аварийная остановка; запуск, управление и остановка трастеров; индикаторы шага винтов (Pitch) и оборотов. Всё это можно сделать с уменьшенной нагрузкой, когда судно у причала.
Дополнительное тестирование требуется для пуска/остановки насоса системы рулевого управления, с сигнализацией; индикаторов положения руля, автопилотов и систем безопасности движения, таких как ограничители угла поворота руля, блокировки между носовыми трастерами и стабилизаторами.
Все эти тесты должны быть выполнены до начала ходовых испытаний.
4. Защита от пожара
Системы безопасности, такие как обнаружение огня, пожарная тревога, пожарные двери и заслонки, а также системы борьбы с огнём должны проверяться до выхода в море на ходовые испытания.
Система обнаружения огня в машинном отделении состоит из трёх типов сенсоров:
- датчики пламени;
- датчики тепла.
Каждый тип должен тестироваться своим особым образом, Во время ходовых испытаний эти тесты повторяют с работающей вентиляцией двигателей и машинного отделения.
Тесты на дым, тепло и огонь
Реалистичные тесты на обнаружение дыма, тепла и огня делаются при сжигании дизельного топлива в бочке. Такой тест проводится только во время ходовых испытаний, для проверки всей системы. Обязательны адекватные меры предосторожности, такие как огнетушители и защитная одежда на людях.
При нормальной работе судна обнаружение дыма проводят с использованием аэрозольного баллончика со специальной жидкостью на длинной ручке. Обнаружение пламени можно проверить с помощью сильного фонаря, обнаружение тепла с помощью обыкновенного фена для волос.
5. Безопасность людей на борту
Системы безопасности для персонала, такие как внутренняя связь, общая система тревоги и громкая связь, должны быть проверены перед выходом в море.
Пример проверочного списка систем безопасности главного и вспомогательного дизельных моторов
Ходовая система | |||
Главный двигатель > 1500 кВт | Система | Статус | Результат |
давление смаз. масла | низк/низк | остановка | |
концентрация масляного тумана | высокий | остановка | |
основной подшипник 1 | температура | высокий | остановка |
основной подшипник 2 | температура | высокий | остановка |
основной подшипник 3 | температура | высокий | остановка |
основной подшипник 4 | температура | высокий | остановка |
основной подшипник 5 | температура | высокий | остановка |
подшипник трастера | температура | высокий | остановка |
гор. охлаждающая вода | темп.на вых.охл. воды | выс/высокий | остановка |
скорость мотора | превышение скорости | высокий | остановка |
коробка передач | давление смаз. масла | низк/низкий | остановка |
вспом. двигатель 1 | система | статус | результат |
давление смаз. масла | низк/низкий | остановка | |
темп.на вых.охл. воды | выс/высокий | остановка | |
скорость мотора | превышение скорости | высокий | остановка |
вспом. двигатель 2 | система | статус | результат |
давление смаз. масла | низк/низкий | остановка | |
темп.на вых.охл. воды | выс/высокий | остановка | |
скорость мотора | превышение скорости | высокий | остановка |
вспом. двигатель 3 | система | статус | результат |
давление смаз. масла | низк/низкий | остановка | |
темп.на вых.охл. воды | выс/высокий | остановка | |
скорость мотора | превышение скорости | высокий | остановка |
Тест на обнаружение задымления
6. Проверки систем мониторинга и тревоги
Смотрите таблицу внизу.
7. Аварийное электропитание
Автостарт аварийного генератора, промежуточный источник питания, аварийное освещение, эвакуационное освещение, освещение подготовки к спуску и самого спуска спасательных шлюпок – всё это должно быть проверено.
8. Внешняя связь
Системы внешней связи должны быть проверены и сертифицированы национальными органами, или организациями, действующими от их имени.
9. Морские системы
Радары, гирокомпасы, эхолоты, лаги, дифференциальная система позиционирования DGPS и измерители вертикальных углов (датчики положения – крена и дифферента) должны пройти функциональные тесты, насколько это возможно у причала.
10. Освещение
Функциональное тестирование аварийного освещения, навигационного освещения, освещения сигнальной мачты и якорных огней также должно быть выполнено у причала.
После успешного завершения приемочных испытаний в гавани (HAT), судно получает от властей временный сертификат мореходности и ему разрешено выходить в море.
Ходовые испытания (SAT, Sea Acceptance Test) завершают программу испытаний судна выполнением тех тестов, которые требуют, чтобы судно вышло в море, включая тесты на маневрирование, остановку и подобные. Ход испытаний должен быть задокументирован, с цифрами и рисунками, чтобы затем быть доступным в качестве справки. Обычно буклет со всеми этими данными выпускает судоверфь.
Ходовая система | Лист проверок | |||||||
ГД > 1500 кВт | Система | Статус | Результат | Завод | Дата | Собств. | Дата | Класс |
маш.масло: уровень отстойника | низкий | оповещение | ||||||
маш.масло: давление | низкий | опов. | ||||||
маш.масло: давление | низкий/низкий | стоп | ||||||
маш.масло: темп. | высокий | опов. | ||||||
маш.масло: фильтр | высокий | опов. | ||||||
масляный туман, концентрация | высокий | стоп | ||||||
гл.подшипник1 | температура | высокий | стоп | |||||
гл.подшипник2 | температура | высокий | стоп | |||||
гл.подшипник3 | температура | высокий | стоп | |||||
гл.подшипник4 | температура | высокий | стоп | |||||
гл.подшипник4 | температура | высокий | стоп | |||||
подш. трастера | температура | высокий | стоп | |||||
охл.вода горяч. | темп. на выходе ОВ | высокий | опов. | |||||
выс/выс | стоп | |||||||
давл. на входе ОВ | низкий | замедл | ||||||
*уров. в расш.танке | низкий | опов. | ||||||
ОВ холодная | темп. на выходе ОВ | высокий | опов. | |||||
темп. на выходе ОВ | выс/выс | стоп | ||||||
давл. на входе ОВ | низкий | опов. | ||||||
диз. топливо | давление ДТ | низкий | опов. | |||||
температура ДТ | выс/низ | опов. | ||||||
утечка в линии ДТ | утечка | опов. | ||||||
старт. воздух | давление СВ | низкий | опов. | |||||
управл. воздух | давление УВ | низкий | опов. | |||||
скорость двиг. | превыш. скорости | высокий | стоп | |||||
цилиндр 1 | темп.выхл.газов | высокий | стоп | |||||
цилиндр 1 | темп.выхл.газов | отклон. | опов. | |||||
цилиндр 2 | темп.выхл.газов | высокий | стоп | |||||
цилиндр 2 | темп.выхл.газов | отклон. | опов. | |||||
цилиндр 3 | темп.выхл.газов | высокий | стоп | |||||
цилиндр 3 | темп.выхл.газов | отклон. | опов. | |||||
цилиндр 4 | темп.выхл.газов | высокий | стоп | |||||
цилиндр 4 | темп.выхл.газов | отклон. | опов. | |||||
цилиндр 5 | темп.выхл.газов | высокий | стоп | |||||
цилиндр 5 | темп.выхл.газов | отклон. | опов. | |||||
цилиндр 6 | темп.выхл.газов | высокий | стоп | |||||
цилиндр 6 | темп.выхл.газов | отклон. | опов. | |||||
турбонагнет. | темп.выхл.газов вход | высокий | опов. | |||||
турбонагнет. | темп.выхл.газов вых. | высокий | опов. | |||||
турбонагнет. | давление смаз.масла | низкий | опов. | |||||
турбонагнет. | уров. СМ в отстойн. | низкий | опов. | |||||
отдача мотора | перегрузка | высокий | опов. | |||||
кор. передач | давл. смаз. масла | низкий | опов | |||||
давл. смаз. масла | низ/низ | стоп | ||||||
темп. смаз. масла | высокий | опов. | ||||||
уров. СМ в отстойник | низкий | опов. | ||||||
управл. винтом | давление гидр.масла | низкий | опов. | |||||
давл. управл. возд. | низкий | опов. | ||||||
электропитание | неиспр. | опов. | ||||||
всп. дизель 1 | давл. смаз. масла | низкий | опов | |||||
давл. смаз. масла | низ/низ | стоп | ||||||
темп. смаз. масла | высокий | опов. | ||||||
темп. на выходе ОВ | высокий | опов. | ||||||
темп. на выходе ОВ | выс/выс | стоп | ||||||
давл. на входе ОВ | низкий | опов. | ||||||
утечка в линии ДТ | утечка | опов. | ||||||
превыш. скорости | высокий | стоп | ||||||
темп.выхл.газов вход | высокий | опов. | ||||||
темп.выхл.газов вых. | высокий | опов. | ||||||
всп. дизель 2 | смотри выше для дизеля 1 | |||||||
бойлер | уровень воды | низкий | опов. | |||||
уровень воды | низ/низ | стоп | ||||||
температура воды | выс/выс | стоп | ||||||
рулевая сист. | электроснабжение | неиспр. | опов. | |||||
эл.пит. управления | неиспр. | опов | ||||||
уровень гидр. масла | низкий | опов. | ||||||
перегрузка мотора | высокий | опов. | ||||||
неиспр. фаз | опов. | |||||||
заклинивание гидр. | опов. | |||||||
электросист. | напр. между шинами | выс/низ | опов. | |||||
част. между шинами | выс/низ | опов. | ||||||
перегрузка | неважн. | разм. | ||||||
изоляция шина-шина | низкий | опов |
*В оригинале «ht cw exp tk level» – high temperature cooling water expansion tank level, уровень охлаждающей воды высокой температуры в расширительном танке.