План рейса
В приложении к Резолюции ИМО A.893(21) "Руководство по планированию рейса", ключевые элементы Плана рейса описаны как:
- Оценка всей соответствующей информации
- Планирование предполагаемого рейса
- Выполнение плана с учетом сложившихся условий
- Постоянный мониторинг в соответствии с планом
В этом приложении также говорится: “Разработка плана плавания или прохода, а также тщательный и непрерывный мониторинг хода и положения судна во время выполнения плана, имеют важнейшее значение для безопасности жизни на море, безопасности, эффективности судоходства и защиты морской среды”.
Планирование прохода применяется ко всем судам и должно осуществляться от причала к причалу, включая те зоны, где требуется присутствие лоцмана. Для того чтобы иметь возможность планировать, навигатор должен знать навигационные приборы, принципы определения курса и местоположения.
Процесс навигации выглядит следующим образом:
- поиск информации
- планирование маршрута
- определение курса и местоположения
- наблюдение и контроль положения и курса в качестве основы для изменения курса, чтобы следовать плану, избегать препятствий и оценивать источники ошибок
- маневр уклонения во избежание столкновений
- маневрирование судном и навигация в гавани
- документация и регистрационный журнал.
Столкновение с берегом происходит по многим причинам: сложные условия или на мелководье, когда приборы внезапно перестают работать или двигатели останавливаются из-за аварии, недостаточно информации, например карты не обновлены и т. д.
Однако большинство расследований показали, что столкновение с берегом связаны довольно тривиальными обстоятельствами. Навигатор «был не в себе»... спал... был пьян... разговаривал по мобильному телефону... не использовался спутниковый приемник или он сломался... и так далее. Хорошая навигационная практика требует, чтобы навигатор:
- понимал функционал используемых навигационных приборов, систем и контролировал их работу
- использовал эхолот для контроля изменений глубины
- использовал навигационный расчет для управления информацией о позициях
- проверял местоположение с помощью отдельной, независимой системы
- использовал визуальные навигационные методы для поддержки инструментальной навигации, то есть использовал ориентиры, когда они видны и астрономические методы в открытом море
- избегал чрезмерной зависимости от автоматических функций, включая ECDIS. (из Руководства по мостовым процедурам Международной палаты судоходства (ICS), Приложение B).
Ситуация на подходе к Гетеборгу
"Капитан и первый помощник Римо заявили, что они не смогли определить ни маяк Васкарсгрунд, ни буй, расположенный к западу от него". Офицеры попытались локализовать маяк Васкарсгрунда с помощью прожектора и полагали, что заметили его в луче. Скорее всего, они видели остатки старого маяка Васкарсгрунд. Такая ошибка объяснила бы, почему они не видели маяк Васкарсгрунда, если он работал. Неспособность капитана заметить Ботто или буи Ботто вест и Свен-Эдвин, не начав свой поворот, вероятно, была вызвана невнимательностью вследствие усталости и того факта, что он только что проснулся". САН-РЕМО был оснащен электронными картами, но они не функционировали во время инцидента. Капитан сообщил, что они пытались отремонтировать его перед отъездом из Штеттина, но не смогли связаться с военнослужащим. (Расследование Шведского морского управления, m/s САН-РЕМО)
Красная линия показывает путь судна, которое было оборудовано транспондером AIS.
Морская администрация имеет возможность регистрировать перемещения судов
Самое простое определение ситуационной осведомленности таково: знание того, что происходит вокруг вас. Это относится к степени точности, с которой восприятие человеком своего текущего окружения, отражает реальность:
- Восприятие навигатором информации, предоставляемой приборами судна и визуальные наблюдения за окружающей обстановкой. Будьте в курсе навигационной информации, курса, скорости, глубины воды, прилива и течения, близлежащих опасностей. Досконально знайте навигационную систему на борту и ее режимы.
- Будьте в курсе других судов в этом районе, погоды и состояния моря.
- Давайте оценку текущему навигационному положению
- Представляйте развитии ситуации − думайте наперед
- Принимайте решения, что делать.
Навигация − это непрерывный процесс проверки местоположения, курса, скорости, глубины, близлежащих препятствий, идентификации средств навигации, наблюдения за погодой и т. д. Ошибки должны быть обнаружены своевременно (самое позднее, «вовремя»). В сложных условиях хорошая командная работа всегда делает навигацию более безопасной.
Навигация с помощью двух независимых друг от друга систем является устоявшимся базовым правилом. Местоположение со спутникового приемника можно сверить с информацией, полученной с радара или с помощью визуальных наблюдений за наземными или морскими отметками. Навигационные системы являются трудоемкими и в большинстве случаев очень точными, но они также приводят к появлению новых источников ошибок.
Мы пришли к выводу, что спутниковый приемник, оснащенный электронными картами, обеспечивает очень точное местоположение и предполагаем, что он всегда доступен. Многие расследования несчастных случаев показывают, что точность и доступность могут снизить готовность использовать независимые методы для контроля положения, снижая частоту проверок своего положения.
Работа с электронными приборами, также может вызвать проблемы в обращении. Меню, функции и кнопки на приборах разных производителей отличаются. Важно, чтобы Штурман был знаком именно с той моделью прибора, которую он собирается использовать.
Перекрестные проверки спасают корабль от посадки на мель.
СЛЕЙПНЕР шел в темноте, когда он сел на мель и затонул. Капитан и его помощник одновременно настраивали радар. Они не использовали навигационную систему и управляли вручную. Фото: Alf Ove Hamsen/TT
Посадка на мель рядом с Карлсхамну
Расследование показало, что посадка на мель была вызвана тем, что вахтенный офицер перепутал идентификацию двух буев. В результате судно проследовало к западу от канала с фарватером. Внимание капитана, вероятно, было ослаблено сочетанием факторов, двухчасовой нагрузки и воздействием алкоголя. (Расследование Шведского транспортного агентства, м/с КРАНЦ).