Настройка компаса
Магнитные компасы отрегулированы таким образом, чтобы уменьшить влияние отклонения. Это также увеличивает силу магнитного поля Земли.
Способ регулировки зависит от:
- Разделение магнетизма судна на постоянный и индуцированный магнетизм (невозможно компенсировать временный магнетизм).
- Магнитное поле судна делится на продольное, поперечное и вертикальное.
Магнетизм, в основном, генерируется во время строительства судна магнитным полем Земли. Таким образом, суда, построенные в Северном полушарии, получают синий полюс в верхней части корпуса и красный полюс в нижней части судна. Этот сформировавшийся магнетизм будет оставаться постоянным, если только не произойдет какое-либо событие, такое как столкновение, удар молнии или капитальный ремонт судна.
Индуцированный магнетизм меняется с на разных курсах и широтах. Горизонтальная составляющая магнитного поля Земли изменяется с максимумом на магнитном экваторе до нуля на магнитных полюсах. Поскольку магнитное поле Земли взаимодействует с корпусом судна на разных курсах, в индуцированном магнетизме происходят изменения.
Регулировка осуществляется с использованием тех же типов магнетизма: постоянный магнетизм уравновешивается использованием небольших постоянных магнитов (B- и C-поправки). Индуцированный магнетизм уравновешивается сферами из магнитоемкого металла (D-корректорами) и вертикальной трубкой, заполненной магнитоемким металлом (стержнем Флиндерса), обычно расположенной на передней стенке нактоуза.
Магнитное поле в положении компаса разделено на две составляющие. Горизонтальная составляющая влияет на направление компаса. Вертикальная составляющая создает ошибку наклона, когда судно кренится |
Горизонтальная составляющая дополнительно разделена на носовой и кормовой компоненты и компоненты судна. Эти магнитные силы устраняются установкой постоянных магнитов в носовом и кормовом положениях и на борту судна |
Регулировка постоянного магнетизма требует разделения магнитного поля на носовую и кормовую и поперечную составляющие.
Ошибка крена вызвана вертикальной составляющей магнитного поля судна. Это представляет собой, как магниты под компасом, удаляющиеся от его оси, когда судно кренится.
Погрешность крена регулируется с помощью небольших стержневых магнитов в держателе под компасом. Вертикальное расстояние держателя до компаса регулируется цепочкой.
Перед началом процедуры настройки компаса важно проверить место вокруг компаса на наличие посторонних магнитных объектов и убедиться, что все подвижные магнитные объекты находятся в стационарном положении.
Если были установлены магнитоемкие железные шарики и стержень Флиндерса, то они должны находиться в своих положениях. Погрешность крена регулируется на восточном или западном курсе с помощью специального прибора (прибор для измерения вертикальной силы). В качестве альтернативы, регулировка может выполняться по мере того, как судно движется по северному или южному курсу, пока компас не покажет минимальные колебания.
Процедура заключается в следующем: сначала настраивается постоянный магнетизм:
2. Затем судно ложится на курс, например СМ = 090°. Передние и задние магниты отрегулированы таким образом, чтобы CC = 090°.
3. Позже судно берет курс СМ = 180°. Если компас не показывает CC =180°, поперечные магниты судов настраиваются таким образом, чтобы уменьшить отклонение вдвое.
4. Далее судно проходит курс CM = 270°. Любое оставшееся отклонение уменьшается вдвое за счет регулировки передних и задних магнитов.
5. Индуцированный магнетизм регулируется во время прохождения межкардинального курса (45°, 135°, 225°, 315°) перемещая сферы. Наконец, любое оставшееся отклонение уменьшается вдвое на курсе, который находится под углом 90° к первому используемому межкардинальному.
Значительное изменение широты может привести к необходимости новой корректировки.
Магнитоемкое горизонтальное железо уравновешивается с помощью магнитоемких железных шаров. Магнитоемкое вертикальное железо компенсируется с помощью стержня Флиндерса, латунного цилиндра на передней части нактоуза, заполненного магнитоемким железом. Постоянное отклонение компенсируется вращением купола.
К постоянным и наклонным магнитам есть доступ через дверку у основания нактоуза.
Компас настраивается путем размещения рядом с компасом небольших магнитов противоположной полярности по отношению к магнетизму
Магнетизм, индуцированный в магнитоемких железных шарах, уравновешивает магнетизм, индуцированный в корпусе. На рисунке показана поперечная регулировка судов, которая является наиболее распространенной
Для тщательного изучения отклонения, судно должно описать полный круг (360°). Отклонение записывается с шагом около 15°. Чтобы избежать эффекта запаздывания, процесс следует выполнять в обоих направлениях вращения.
Из полученных значений на листе бумаги можно построить плавную кривую отклонения. Исходя из этого, отклонение в каждом интервале 10° может быть считано и введено в таблицу.
Для получения дополнительной информации о компасе и его настройке см.: http://msi.nga.mil/MSISiteContent/StaticFiles/HoMCA.pdf
Настройка и калибровка электронных компасов должны выполняться с помощью основного компаса (ведущего), а не с помощью ведомого (дочернего).
Чтобы настроить электронный компас, он должен быть активирован. После этого судно медленно и равномерно поворачивается на 360°, начиная настройку. Во время этого процесса, прибор измеряет колебания магнитного поля и выполняет математическую корректировку постоянного и индуцированного магнетизма.
Процедуру можно разделить на четыре этапа:
- Начало
- Измерение
- Завершение
- Линеаризация и компенсация любых постоянных источников ошибок.
Исправленная ошибка (вызванная, например, неправильным выравниванием) математически компенсируется в меню при определении пеленга на удаленный объект.
Эта процедура должна привести к тому, что компас будет отображать магнитно-истинные значения − при условии, что все работает правильно!
Начните процесс калибровки, нажав кнопки DISP и LOCK одновременно в течение 2 секунд. Повторное нажатие кнопки DISP запускает процесс калибровки. Вращающиеся линии на дисплее являются признаком того, что выполняется калибровка
Когда процедура будет завершена, прибор покажет курс на дисплее, а аналоговая стрелка укажет на максимальное количество градусов, для которых было скорректировано отклонение. В этом случае, стрелка указывает на 1°, что говорит − положение компаса было выдано правильно