Автоматическая идентификационная система
AIS (Автоматическая система идентификации) − это система транспондеров, созданная изначально для улучшения информации, для более безопасной навигации и, таким образом, снижения риска столкновений. Это необходимо, потому что, например, радар не может показывать суда, скрытые островами и изгибами рек. Передавая позывной судна и указывая его название в передаче, также обеспечивается направленная связь с конкретным судном по УКВ.
Однако АИС развивается все дальше и чтобы предоставлять больше информации. Это. передается в УКВ-диапазоне и требует специального оборудования, которое выпускается в трех классах:
- Передатчик и приемник класса А для коммерческих перевозок
- Передатчик и приемник класса В для прогулочных судов
- Приемник.
Метод называется (S) TDMA (самоорганизующийся множественный доступ с разделением времени). Частота разделена во временных ячейках на 26,6 миллисекунд. Когда AIS передает информацию во время одной такой ячейки, он также записывает новую временную ячейку для последующего доступа. Таким образом, заданная частота может быть разделена большим количеством пользователей. Если доступных временных ячеек становится все меньше, то AIS может игнорировать самые слабые сигналы, которые поступают из самых отдаленных источников, поскольку именно те, которые находятся ближе всего, имеют наибольшее значение. В качестве базовой линии времени используется время GNSS.
Предупреждения IALA
Информация AIS о целях в окрестностях может отображаться на специальном экране, но чаще всего используется экран радара или экран электронной карты. Информация представлена символами с дополнительной текстовой информацией, доступ к которой можно получить с помощью указателя. Информация AIS также передается через Интернет, поэтому планшет для онлайн-серфинга может отображать информацию AIS.
AIS-список и символы на электронной карте
Радар с наложением AIS, поэтому символы AIS можно видеть вместе с контактами радара
В правилах SOLAS указано, что следующие суда должны иметь AIS:
- Все суда водоизмещением 300 тонн брутто и более, находящиеся в международном сообщении.
- Торговые суда водоизмещением 500 тонн брутто и более, не участвующие в международных перевозках
- Все пассажирские суда, независимо от размера.
1. Статичные данные
- Номер IMO
- Позывной и имя
- Длина и ширина
- Тип судна
- Размещение антенны для сообщения о местоположении.
- Информация о местоположении с высокой степенью точности
- Время в UTC
- Курс относительно земли
- Скорость относительно земли
- Управляемый курс
- Статус рейса ("на якоре", "поломка")
- Скорость поворота (при наличии)
- Осадка
- Опасный груз
- Пункт назначения и расчетное время прибытия
- Информация, касающаяся безопасности (при необходимости)
Вся статическая информация | 6 минут |
Судно на якоре | 3 минуты |
Скорость судна 0 − 14 узлов | 12 секунд |
Скорость судна 0 − 14 узлов, поворачивает | 4 секунды |
Скорость судна 14 − 23 узлов | 6 секунд |
Скорость судна 14 − 23 узлов, поворачивает | 2 секунды |
Скорость судна превышает 23 узла | 3 секунды |
Скорость судна превышает 23 узла, поворачивает | 2 секунды |
Скорость обновления зависит от информации и скорости судна "старую" информацию, поскольку он передает только один раз каждые 30 секунд. Кроме того, передачи B могут быть отфильтрованы.
Система AIS может создавать виртуальные навигационные метки, что полезно для срочных работ, таких как маркировка места крушения, или когда физическая метка недоступна. Эта функция также полезна, когда условия изменчивы, например, в каналах, реках, препятствиях на высоте и льду. Также можно использовать для передачи информации о погоде.
AIS-информация в навигационной системе
Обычно считается, что AIS не следует использовать в качестве единственного средства определения риска столкновения.
Электронная карта с различными символами AIS |
Как и у большинства систем, у AIS также могут быть |
Сотрудничество между лоцманом и капитаном не всегда безоблачно. Существует множество примеров плохих взаимоотношений и сотрудничества. Кроме того, лоцман может сесть на мель и не является гарантией безопасного прохода.
Даже при наличии лоцмана на борту, капитан и экипаж несут ответственность за безопасное ведение судна. Примеров, приводящих к ошибкам, множество. Даже если на практике лоцман будет активно действовать, штурман должен убедиться, что его ошибки не приведут к негативным последствиям!
Ряд сообщений в Интернете иллюстрируют проблемы, которые могут возникнуть во время лоцманской проводки: CRETE CEMENT, SILJA OPERA, RAVEN ARROW, COSCO BUSAN, FRANCOISE GUILOT.
Фото Gerry Wirf