РУС

Обязанности операторов ГМССБ на судне

16.11.2023

GMDSS или ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности. Ее разработали страны Международной морской организации после поправок к конвенции SOLAS.

ГМССБ используется для связи морского судна с береговыми службами во время международных рейсов. Чтобы передавать информацию о местоположении судна и подавать аварийные сигналы, применяют цифровые технологии, электронное навигационное оборудование, спутниковые системы. Основные функции ГМССБ — повышение уровня безопасности, снижение ее зависимости от квалификации судовых специалистов.

Требования GMDSS к обеспечению судов и судовому персоналу

Список оборудования радиосвязи и необходимая квалификация экипажа зависят от морского района, в котором судно совершает рейс. GMDSS разделяет мировой океан на несколько зон: А1, А2, А3, А4.

В зависимости от морских районов на борту судна должно быть установлено разное радиооборудование.

Оборудование на судне, которое совершает рейсы во всех районах Оборудование на судне, которое совершает рейсы в районах А1 и А2

— УКВ-радиоустановка с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ);

— ПВ телефонная радиостанция с ЦИВ;

— аварийный радиобуй;

— ПВ/КВ телефонная радиостанция с ЦИВ и узкополосной прямой печатью (УБПЧ);

— приемник NAVTEX;

— приемник расширенного группового вызова (РГВ) или КВ-приемник для приема информации о безопасности на море (MSI);

— носимые УКВ-радиостанции;

— ИНМАРСАТ-С или В;

— радиолокационный ответчик (РЛО).

— УКВ-радиоустановка с ЦИВ;

— ПВ телефонная радиостанция с ЦИВ;

— аварийный радиобуй;

— приемник NAVTEX;

— приемник РГВ или KB для приема MSI;

— носимые УКВ-радиостанции;

— РЛО.

Оборудование ГМССБ должно непрерывно обеспечивать автоматическое радионаблюдение за передачей MSI. Эту функцию выполняют приемники международной системы NAVTEX, РГВ, судовая станция ИНМАРСАТ.

Передача аварийных сигналов происходит на частотах бедствия. На них не допускается воздействие излучений, создание помех, использование для других видов связи.

За организацию радиосвязи и обслуживание аппаратуры ГМССБ на судне отвечают разные члены экипажа. Каждый из них должны пройти квалификацию и получить дипломы, определенные Регламентом радиосвязи:

  • диплом оператора ограниченного района ГМССБ — судоводители в районах А1 и А2, вахтенные помощники в районах А3 и А4;
  • диплом оператора ГМССБ — капитан и его помощник по радиоэлектронике в районах А2;
  • диплом оператора радиоэлектроника второго или первого класса ГМССБ — специалисты на судах, которые перемещаются в районах А3 и А4.

Оценку специалистов проводят Морские квалификационные комиссии (МКК).

Обязанности оператора ГМССБ

Этот член экипажа организует радиосвязь и оперативную внутрисудовую связь, отвечает за корректное ведение радиожурнала ГМССБ, техническое состояние и готовность к эксплуатации аппаратуры, источников питания.

Радиоспециалист должен соблюдать регламент и правила радиосвязи, контролировать соблюдение техники безопасности. Перед выходом судна в море он обязан:

  • Убедиться в работоспособности судового радиооборудования, которое используется в аварийных ситуациях, проверить резервные блоки питания. Результаты внести в радиожурнал.
  • Проверить документы, которые должны находиться на морских судах и судах смешанного плавания согласно требованиям Минтранса и международных соглашений. Если есть несоответствия — сообщить о них капитану.
  • Сверить бортовые часы по точному времени.
  • Получить и зафиксировать сообщения MSI, передать информацию капитану.

Во время рейса оператор обязан проводить мероприятия по контролю за работой оборудования и вносить результаты в судовой журнал. Ежедневно он должен проверять установки с ЦИВ, принтеры, заряд аккумуляторов, сверять судовые часы. Еженедельно — проводить тестовые вызовы береговой радиостанции с ЦИВ, проверять исправность аварийных радиостанций. Ежемесячно — проверять состояние аварийных буев, РЛО, антенн, радиостанции спасательных средств, сменных аккумуляторов. В случае поломки какого-либо элемента радиоспециалист ГМССБ обязан своевременно его заменить и внести соответствующие записи в радиожурнал. Подробнее о периодичности проверок мы писали в этой статье.

Если требуется, помощник капитана по радиоэлектронике организует дополнительное обучение операторов судна, радиоэлектроников, операторов ГМССБ ограниченного района.

Обязанности вахтенного оператора ГМССБ

Этот член экипажа должен постоянно следить за судовыми станциями ГМССБ во время рейса. В его функциональные обязанности входят следующие действия:

  • Наблюдение за сигналами на международных частотах бедствия.
  • Обеспечение автоматического приема срочной информации, навигационных и метеопредупреждений.
  • Внесение отметок в журнал при потере связи со спутниками или береговыми станциями.
  • Передача сигналов бедствия, срочной информации капитану и оператору ГМССБ.
  • Внесение в радиожурнал отметок о получении и подаче ложных аварийных сигналов.
  • Ежедневная проверка местоположения судна и бортовых часов по точному времени.
  • Закрытие вахты после прибытия в морской порт. Вахтенный оператор обязан оповестить береговую и обслуживающую станции об окончании рейса и остановке работы судового радиооборудования.

Обслуживание ГМССБ в «Связь и Радионавигация»

Наша компания проводит ежегодное освидетельствование оборудования GMDSS. У Российского морского регистра судоходства (РМРС) есть собственные регламенты проверок. Проводить их могут только специализированные компании, получившие разрешения РМРС. «Связь и Радионавигация» имеет такое право. Для заказа проверки ГМССБ отправьте заявку на почту service@cirspb.ru


Возврат к списку