КОМПАС МАГНИТНЫЙ ОСНОВНОЙ – магнитный компас, не зависящий от любого судового источника электроэнергии и обеспечивающий определение курса судна и представление показаний на главный пост управления рулем.
КОМПАС МАГНИТНЫЙ ЗАПАСНОЙ – резервный магнитный компас, обеспечивающий выполнение функций основного магнитного компаса и взаимозаменяемый с ним.
Типовой вид котелка компаса, на примере УКПМ-М
1 – МЧЭ; 2 – курсовой указатель; 3 – колонка; 4 – шпилька;
5 – пробка для дозаливки; 6 – пробка; 7 – узел подсветки;
8 – карданов подвес; 9 – роликовые подшипники.
Типовой вид нактоуза с установленным котелком, на примере компаса КМ145 –С
1 – устройство оптическое
2 – пульт
3, 14 – регулятор яркости подсветки
4, 6, 13 – переключатель
5 – индикатор
7 – нактоуз
8 – компенсатор широтной девиации
9 – крышка
10 – прибор девиационный
11 – винты стопорные
12, 31 – лампы
15 – компенсатор четвертной девиации
16, 19 – кронштейн
17 – колпак
18, 24 – шкала
20 – тумблер
21 – сальник
22 – основание
23, 39 – ручки
25, 26 – линзы
27 – стекло защитное
28, 29 – окна
30 – преобразователь курсовой
32, 37 – разъем
33 – прибор девиационный
34 – коробка с силикагелем
35 – секло обогревное
36 – отверстия
38 – зеркало
40 – компенсатор электромагнитной девиации.
Нактоузы
В зависимости от типа судна, на котором устанавливается нактоуз, может использоваться один из двух типов: А1 или А2. Характеристики обоих типов приведены ниже.
Комбинации магнитных компасов и нактоузов приведены в таблице:
Магнитный компас
|
Нактоуз
|
Класс А
|
Тип А1
|
Тип А2
|
Класс В
|
Тип А1
|
Тип А2
|
Нактоузы типа А1
Нактоуз типа А1 должен иметь такую высоту, чтобы магниты чувствительной системы компаса находились не менее 1 м над нижней поверхностью подушки нактоуза на палубе.
Нактоузы типа А2
Нактоузы типа А2 используют в мореплавании, когда конструкция судна исключает возможность установки полноразмерного нактоуза.
Освещение
Нактоуз должен иметь надлежащие устройства для освещения картушки и курсовой черты от электрической сети судна и от аварийного источника света. В нактоузах рефлекторных и проецирующих компасов с места рулевого должно быть видимым четкое изображение.
Должно быть предусмотрено устройство для регулировки силы света от электрической сети судна.
Электрические лампы, арматура и электропроводка не должны оказывать влияние на чувствительную систему.
Точность носовой и кормовой отметок
Для обеспечения точности при монтаже должны быть предусмотрены носовая и кормовая отметки, которые должны находиться в пределах 0,5° (1,0° для компасов класса В) от оси носовой и кормовой цапф карданного подвеса.
Передача показаний курса от картушки в котелке может осуществляться оптическим способом с помощью оптического перископа, или с помощью оптического световода (в случаях если нактоуз и приёмный экран перископа не расположены соосно), а также с помощью индукционного (либо магнитного) датчика. Получение данные курса могут транслироваться на репитеры с помощью приборов трансляции курса.
Для обеспечения возможности считывания показаний курса в любых условиях освещённости на котелке компаса предусмотрена подсветка
Жидкости CASSENS & PLATH:
· 39012 (спиртовая): Jupiter, Venus, Merkur
· 13310 (бесспиртовая): Cassens type 11, 12, 21 (reflecta), SAURA, KEIKI
МАГНИТНЫЙ КОМПАС
Требования
Магнитный компас должен обеспечивать указание курса судна с точностью:
±1° на ходу при отсутствии качки;
±5° при качке во всех направлениях до ±22,5° с периодом 6 - 15 с.
Картушка магнитного компаса должна обеспечивать возможность снятия отсчета с точностью до 0,5°.
Цена деления картушки должна быть не более 1°.
Застой картушки магнитного компаса при горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли в месте установки компаса Н, мкТл, и температуре окружающего воздуха
±20±3 °С не должен превышать (3/Н)° после отклонения картушки от магнитного меридиана на ±2°.
В магнитном компасе должны быть предусмотрены соответствующие средства, обеспечивающие устойчивость картушки при вибрациях судна и сохранение нормального положения вертикальной оси компасного котелка в условиях эксплуатации.
Котелок компаса с карданным подвесом должен сохранять горизонтальное положение при наклоне нактоуза до 45° в любом направлении. Картушка должна оставаться свободной при наклоне котелка в любом направлении на угол не менее:
10° - для компаса с карданным подвесом;
30° - для компаса без карданного подвеса.
Магнитный компас должен иметь устройства для компенсации постоянной, полукруговой, четвертной, креновой и широтной девиации.
Если на судне предусмотрено размагничивающее устройство, магнитный компас должен иметь компенсатор электромагнитной девиации.
Каждое устройство должно обеспечивать компенсацию соответствующей девиации с точностью до +0,2°.
Конструкция устройств, предусмотренных 5.2.6, должна обеспечивать такую компенсацию девиации, чтобы значения остаточной девиации не превышали ±3° для основного магнитного компаса и ±5° для запасного.
Магнитный компас должен иметь нактоуз и электрическое освещение картушки, достаточное для четкой видимости делений картушки. Должна быть предусмотрена возможность регулировки силы света.
Электрическое освещение картушки компаса должно быть обеспечено от судовой электростанции и аварийного источника электрической энергии.
Питание от аварийного источника электрической энергии может быть заменено питанием от аккумуляторной батареи.
Высота нактоуза основного компаса должна быть такой, чтобы вместе с подушкой, на которой он установлен, плоскость стекла котелка компаса находилась на высоте не менее 1300 мм от палубы.Наибольшая высота установки компаса не регламентируется, но во всех случаях она не должна превышать величины, обеспечивающей удобство работы с компасом.
Основной компас должен быть снабжен пеленгатором, который должен обеспечивать пеленгование видимых с судна ориентиров, объектов и небесных светил с точностью снятия отсчета ±0,5°.
Пеленгаторы новой конструкции должны обеспечивать снятие прямого отсчета пеленга.
Должна быть обеспечена возможность четкого снятия отсчета с картушки магнитного компаса или оптического перископа на расстоянии не менее 1,4 м как при дневном, так и при искусственном освещении. Допускается применение увеличительных средств.
Магнитный компас с дистанционной электрической передачей курса должен отвечать
требованиям 5.2.1 - 5.2.10 правил и, кроме того, обеспечивать передачу информации об истинном курсе в другое навигационное оборудование и на репитеры (см. также 5.10 правил).
Правила по оборудованию морских судов V-62
Магнитный компас с дистанционной электрической передачей курса может состоять из:
.1 магнитного компаса, не требующего для работы чувствительного элемента электрического питания и оборудованного устройством дистанционной электрической передачи курса.
При соответствии дистанционной электрической передачи курса требованиям 5.10 правил такой компас может быть использован в качестве основного магнитного компаса;
.2 электромагнитного компаса, требующего электрическое питание для работы чувствительного элемента и оборудованного электронным устройством для выработки компасного курса с поправками и его передачи в другое навигационное оборудование.
Этот компас может быть использован на судах в качестве дополнительного магнитного компаса к основному компасу.
Магнитный компас должен быть снабжен устройствами для компенсации девиации в следующих пределах:
.1 вертикальной составляющей индукции магнитного поля судна в месте установки компаса, вызывающей креновую девиацию, _ до +75 мкТл;
.2 коэффициента А - до ±3°;
.3 коэффициента В - до ±(720/Н)°;
.4 коэффициента С - до ±(720/Н)°;
.5 коэффициента D - до ±7°;
.6 коэффициента Е - до ±3°,
где Н - горизонтальная составляющая индукции магнитного поля Земли в месте установки компаса, мкТл.
Установленные положения регуляторов электронных устройств компенсации девиации должны быть четко обозначены и действовать постоянно.
Устройство для компенсации девиации должно быть защищено от несанкционированного
доступа.
Магнитный компас с дистанционной электрической передачей курса должен иметь по крайней мере один выходной канал для передачи курса в другое навигационное оборудование в соответствии со стандартом МЭК 61162.
Магнитный компас с дистанционной передачей компасного курса должен оставаться работоспособным при следующих изменениях движения судна:
циркуляции при угловой скорости до 68/с;
рысканьи с периодом 10 - 20 с и наибольшим отклонением от курса на +5°.
Конструкция магнитного компаса с оптической дистанционной передачей показаний картушки должна обеспечивать получение на экране прямого отраженного изображения сектора шкалы картушки с ясно видимыми градусными делениями на дуге не менее 30°, а также курсовой черты, укрепленной в корпусе котелка компаса.
Рекомендуется предусматривать устройство для получения изображения шкалы картушки с кормовой и носовой сторон перископа.
Длина перископа оптического тракта магнитного компаса с оптической дистанционной передачей показаний картушки должна быть такой, чтобы при установке компаса на подушке с учетом прохода трубы перископа через палубу судна экран мог бы быть установлен на уровне глаз рулевого.
Должно быть предусмотрено устройство для регулировки высоты экрана на 100 - 150 мм вверх и вниз от среднего положения.
Экран должен быть снабжен средством, предохраняющим его от яркого солнечного или другого света, способного вызывать засвечивание изображения на экране картушки. Изображение на экране должно быть ясно видимым в дневное и ночное время суток.
Конструкция оптического тракта и экрана должна быть такой, чтобы изображение сектора шкалы картушки оставалось четким и ясным при визуальном пеленговании и при закрытом колпаке компаса.
Правила по оборудованию морских судов V-63
Должно быть предусмотрено устройство регулировки и фиксации положения экрана.
Оптический тракт должен быть водозащищенного (IP56) исполнения. Должны быть предусмотрены меры для предотвращения отпотевания тракта и конденсации в нем влаги, а также обеспечен легкий доступ к оптической системе для ее технического обслуживания.
Шлюпочный магнитный компас должен отвечать следующим требованиям:
.1 цена деления картушки компаса должна быть 1°, 2° и не более 5° в зависимости от диаметра картушки;
.2 застой картушки компаса при условиях, не должен превышать (9/Н)°;
.3 должно быть предусмотрено освещение картушки в соответствии с 6.13.8.1.5 части II
«Спасательные средства»;
.4 должно быть предусмотрено устройство для крепления компаса на шлюпке, а также футляр для его хранения;
.5 диаметр картушки должен быть достаточным для нормального считывания показаний.
Состав навигационных приборов, устройств и инструментов, которые должны быть установлены на судне или которыми должно быть снабжено судно, определяется в зависимости от его валовой вместимости с учетом районов плавания и назначения судна в соответствии с табл. 2.2.1. Определения районов плавания приведены в 1.2 части I «Положения об освидетельствованиях».
Таблица 2.2.1 (в части касающейся магнитных компасов)
№
п/п
|
Навигационное оборудование
|
Количество для судов валовой вместимостью
|
Пояснения
|
<1501
|
51501
|
5300
|
5500
|
53000
|
510000
|
5 50000
|
1
|
Компас магнитный основной2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
В комплект компаса должно входить пеленгаторное устройство, обеспечивающее взятие пеленгов по дуге горизонта в 360° и независимое от любого источника электрической энергии
|
2
|
Компас магнитный запасной
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Должен быть взаимозаменяемым с основным магнитным компасом. Не требуется, если обеспечивается полное дублирование основного магнитного компаса (см. прим. 6)
|
1Состав навигационного оборудования пассажирских судов валовой вместимостью менее 500 должен определяться по графе 3 (5300) таблицы, при этом следует учитывать требования пунктов 15 и 20 таблицы.
2Должна обеспечиваться дистанционная передача показаний основного магнитного компаса к основному посту управления рулем.
2. На судах, контракты на постройку которых подписаны 1 января 2007 г. или после этой даты, в качестве запасного магнитного компаса допускается использовать гироскопический компас, который должен получать питание от основного и аварийного источников электрической энергии, а также от переходного источника, которым может являться аккумуляторная батарея. При этом такой гироскопический компас не может рассматриваться как требуемый п. 7 настоящей таблицы в отношении судов валовой вместимостью 500 и более.
2.2.1 Навигационное оборудование, требуемое согласно табл. 2.2.1, может быть заменено другим, вновь изобретенным, разработанным или модернизированным, при условии, что оно является равноценным по назначению, имеет требуемые или лучшие эксплуатационные и технические характеристики и одобрено Регистром.
2.2.2 Навигационное оборудование, не предусмотренное настоящей частью, может быть допущено к установке на суда как дополнительное при условии, что его размещение и эксплуатация не будут создавать затруднений при работе с основными навигационными приборами, влиять на их показания и снижать безопасность мореплавания.
Навигационное оборудование, устанавливаемое на судне в дополнение к основному оборудованию, предусмотренному табл. 2.2.1, должно быть одобренного Регистром типа и должно отвечать эксплуатационно-техническим требованиям, предъявляемым к основному оборудованию.
Магнитный компас с дистанционной передачей компасного курса должен оставаться
работоспособным при следующих изменениях движения судна:
циркуляции при угловой скорости до 68/с;
рысканьи с периодом 10-20с и наибольшим отклонением от курса на +58°.
5.2.16 Конструкция магнитного компаса с оптической дистанционной передачей показаний
картушки должна обеспечивать получение на экране прямого отраженного изображения сектора шкалы картушки с ясно видимыми градусными делениями на дуге не менее 308, а также курсовой черты, укрепленной в корпусе котелка компаса.
Рекомендуется предусматривать устройство для получения изображения шкалы картушки с кормовой и носовой сторон перископа.
5.2.17 Длина перископа оптического тракта магнитного компаса с оптической дистанционной передачей показаний картушки должна быть такой, чтобы при установке компаса на подушке с учетом прохода трубы перископа через палубу судна экран мог бы быть установлен на уровне глаз рулевого.
Должно быть предусмотрено устройство для регулировки высоты экрана на 100-150 мм вверх и вниз от среднего положения.
5.2.18 Экран должен быть снабжен средством, предохраняющим его от яркого солнечного или другого света, способного вызывать засвечивание изображения на экране картушки. Изображение на экране должно быть ясно видимым в дневное и ночное время суток.
5.2.19 Конструкция оптического тракта и экрана должна быть такой, чтобы изображение сектора шкалы картушки оставалось четким и ясным при визуальном пеленговании и при закрытом колпаке компаса.
5.2.20 Должно быть предусмотрено устройство регулировки и фиксации положения экрана.
5.2.21 Оптический тракт должен быть водозащищенного (IP56) исполнения. Должны быть
предусмотрены меры для предотвращения отпотевания тракта и конденсации в нем влаги, а также обеспечен легкий доступ к оптической системе для ее технического обслуживания.
ШЛЮПОЧНЫЙ МАГНИТНЫЙ КОМПАС ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
.1 цена деления картушки компаса должна быть 1, 2° и не более 5° в зависимости от диаметра картушки;
.2 застой картушки компаса при условиях, изложенных в 5.2.3, не должен превышать (9/Н)8;
.3 должно быть предусмотрено освещение картушки в соответствии с 6.13.8.1.5 части II «Спасательные средства»;
.4 должно быть предусмотрено устройство для крепления компаса на шлюпке, а также футляр для его хранения;
.5 диаметр картушки должен быть достаточным для нормального считывания показаний.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТАНОВКЕ МАГНИТНЫХ КОМПАСОВ
1. Магнитные компасы рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы расстояния от центра котелка компаса до магнитных материалов, входящих в судовые конструкции, были не меньше приведенных в табл. 1-1 и 1-2.
2. Все металлические магнитные материалы должны по возможности располагаться симметрично относительно магнитного компаса.
3. Расстояние от центра котелка магнитного компаса до палубы или подволока, изготовленных из магнитных материалов, должно быть не менее 1 м, при этом должно быть принято во внимание, что расстояния от оконечностей переборок и карлингсов палуб в этом случае должны быть не меньше указанных в табл. 1-1.
4. Магнитные компасы не должны устанавливаться на расстоянии, меньшем чем 2 м один от другого. Для судов длиной менее 60 м это расстояние может быть уменьшено до 1,8 м.
Таблица 1-1
Наименьшие расстояния от магнитного компаса до металлических судовых конструкций из магнитных материалов в зависимости от длины судна
Расстояние от неподвижных материалов,
|
м
|
Расстояние от подвижных магнитных материалов и материалов изменяющимся магнитным полем, м
|
с
|
|
|
|
|
|
|
Наибольшая длина судна,
|
м
|
|
|
|
|
|
|
до 30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
80
|
83 и
более
|
до 30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
80
|
90
|
100
|
110
|
120 и
более
|
1,5
|
1,75
|
2,1
|
2,3
|
2,7
|
2,9
|
3,0
|
2,0
|
2,2
|
2,4
|
2,6
|
2,9
|
3,1
|
3,4
|
3,5
|
3,7
|
4,0
|
Примечания: 1. Подвижными магнитными материалами считаются шлюпбалки, трубы вентиляторов, двери, грузовые стрелы и другие подвижные элементы конструкции судна, изготовленные из магнитных материалов.
2. Материалами с изменяющимся магнитным полем считаются выхлопные трубы, дымоходы и другие нагревающиеся устройства, изготовленные из магнитных материалов. Кожухи судовых труб считаются неподвижным магнитным материалом.
|
Таблица 1-2
Наименьшие расстояния от магнитного компаса до металлических судовых конструкций из магнитных материалов для рыболовных судов и судов ограниченного района плавания с наибольшей длиной до 60 м
|
Расстояние от магнитных материалов, м, в зависимости м от наибольшей длины судна,
|
|
до 20
|
30
|
40
|
50
|
60
|
1,1
|
1,3
|
1,5
|
1,7
|
2,0
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ «БЕЗОПАСНОГО РАССТОЯНИЯ» ДЛЯ МАГНИТНОГО КОМПАСА
1. Все судовое оборудование должно иметь надписи, указывающие наименьшее расстояние, на котором это оборудование может быть установлено от магнитного компаса.
Это наименьшее расстояние считается «безопасным расстоянием», если магнитные поля оборудования не вносят искажений в показания магнитного компаса больше чем 0,045 °/Н, где Н — горизонтальная составляющая магнитного поля Земли, Э (эрстед).
2. Определение «безопасного расстояния» должно производиться на каждом виде оборудования следующими тремя способами:
.1 измерением расстояния от ближайшей точки оборудования до центра магнитного компаса, когда величина отклонения картушки магнитного компаса в результате влияния магнитного поля, создаваемого оборудованием, будет равна величине, определяемой по отношению, приведенному выше. При этом оборудование должно быть в таком виде, в каком оно обычно устанавливается на судне;
.2 измерением расстояния после намагничивания оборудования в поле напряженностью 1,5 Э, создаваемым постоянным током и дополнительным наложением стабилизирующего поля переменного тока напряженностью 18 Э (среднеквадратичное значение).
В некоторых случаях наложение переменного магнитного поля не разрешается производить, так как в результате этого может быть повреждено оборудование.
Намагничивание оборудования следует производить таким образом, чтобы был получен наибольший результат от намагничивания (например, вдоль наиболее длинной оси оборудования, изготовленного из магнитного материала);
.3 измерением расстояния, как указано в 2.1, от оборудования, на которое подано электрическое питание и которое находится в рабочем состоянии.
3. Наибольшее расстояние, которое получено в результате сравнения трех указанных выше измерений, должно приниматься за «безопасное расстояние».
4. Указанные в Рекомендациях «безопасные расстояния» относятся к оборудованию, устанавливаемому у магнитного компаса судов неограниченного района плавания.
5. Для компасов судов ограниченного района плавания длиной менее 60 м «безопасное расстояние» допускается уменьшить на 25 %.
Картушка компаса должна иметь градуировку на 360° (цена деления 1°) начиная с севера по ходу часовой стрелки, если смотреть сверху. Каждый 10й градус должен быть отмаркирован тремя соответствующими цифрами. Север должен также иметь маркировку "000". Главные румбы должны быть обозначены прописными буквами N, S, "Е" и W; промежуточные точки также могут быть отмаркированы. В качестве альтернативы точка Севера может быть обозначена подходящим символом.
Градуировка картушки
Магнитный компас
|
Цена деления картушки
|
Нумерация картушки
|
Класс А
|
1°
|
Каждые 10°
|
Класс В
|
Не более 5°
|
Не реже чем через 30°
|
Если картушка градуирована с обеих сторон, то несовпадение делений не должно превышать 0,2°.
Диаметр картушки компаса для нактоузов различных типов приведен в таблице.
Магнитный компас
|
Тип нактоуза
|
Диаметр картушки, мм
|
Класс А
|
А1
|
>165
|
|
А2
|
>100
|
Класс В
|
А1
|
>50
|
|
А2
|
>50
|
Примечания
|
|
|
1 Нактоуз типа А1 (см. 5.1) определяется высотой, которая не должна быть менее 1 м; если меньше 1 м, то это нактоуз типа А2 (см. 5.2).
|
2 Диаметр картушки магнитного компаса для спасательной/дежурной шлюпки приведен в Н.2.1.
|
ПРИЗНАКИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И НЕНАДЕЖНОЙ РАБОТЫ МАГНИТНОГО КОМПАСА:
1. Наличие воздушного пузыря в котелке компаса. Если размер воздушного пузыря более 25 — 30 миллиметров, то компас необходимо отдавать на проверку в мастерскую.
2. Жидкость утратила прозрачность и имеет цвет (желтоватый, зеленоватый, сероватый или просто потемнела).
3. Наличие в жидкости осадка или взвешенных частиц.
4. От многочисленных поворотов картушки компаса, а также от вибрации и толчков, вызванных слемингом и килевой и бортовой качкой судна, агатовая (в некоторых иностранных компасах сапфировая – голубой агат) топка изнашивается. Например, в обычных условиях эксплуатации сапфировая топка изнашивается за два года, а в более тяжелых условиях, при частых толчках и сильной вибрации, топка изнашивается менее чем через два года.
5. Если наблюдается застой картушки компаса. Проверить можно следующим образом. Поднести магнит к компасу и перемещая его у компаса отклонить картушку на 90° влево или вправо и убрать магнит от компаса на безопасное расстояние. Картушка должна вернуться в исходное положение с точностью до 1° примерно за 56 секунд. В различных районах время возврата картушки может отличаться от указанного. Опытный штурман и без магнита определит застой картушки, только понаблюдав за тем, как ведёт себя картушка при изменении курса судном.
6. При определении поправки компаса, вычисленная фактическая девиация отличается от табличной (при условии, что таблица составлена лицензированным девиатором и не позднее двух лет назад):
— у главного магнитного компаса более чем на 3°;
— у путевого более чем на 5°.
7. Затруднено покачивание котелка компаса в одном или в двух кардановых подвесах.
8. Имеется чрезмерный износ или повреждение в местах крепления карданов в верхней части нактоуза магнитного компаса.
9. Трудноразличимо показание магнитного компаса через призматический перископ в виду загрязненности линз и зеркал или неправильной установки линзы в нактоузе (может быть установлена обратной стороной — «вверх ногами»).
10. Отсутствует или недостаточно освещает показание компаса, основная и / или резервная подсветка.
11. Таблица остаточной девиации, составленная девиатором, составлена более двух лет назад или совсем отсутствует.
Жидкости CASSENS & PLATH:
13310: Jupiter, Venus, Merkur
39012 (спиртовая): Cassens type 11, 12, 21 (reflecta), SAURA, KEIKI
УКПМ-М, КМО-Т
Котелок заполнен нетоксичной жидкостью: вода дистиллированная ГОСТ 6709 – 0,24 кг, глицерин дистиллированный ГОСТ 6824 – 0,04 кг, спирт этиловый ГОСТ Р 51652 – 0,52 кг
КМ-145М
вода дистиллированная ГОСТ 6708 – 16 %; глицерин дистиллированный ГОСТ 6824 – 5 %; спирт этиловый ректификованный ГОСТ 5962 – 79 %.
При работе с компасами российского (СССР) производства тип поддерживающей жидкости может быть как спиртосодержащей, так и ПМС-5.
Точный тип поддерживающей жидкости уточнять в технической документации компаса, и по бирке на котелке.
В случае отсутствия технической документации на борту большую часть инструкций можно получить по ссылке: http://www.kipz.ru/nav_ru.htm