РУС

РЛС

РЛС

РЛС

1 комплект оборудования с электронной прокладкой (СЭП)**

* Радиолокационная станция должна работать в диапазоне 9 ГГц (длина волны - 3 см).

* Если требуется установка двух радиолокационных станций, они должны работать независимо друг от друга.

** На судах смешанного (река-море) плавания, совершающих рейсы по внутренним водным путям (знаки ограничения района плавания в символе класса судна R2-RSN и R3-RSN), должна быть предусмотрена дополнительная радиолокационная станция, отвечающая требованиям 5.7.59. В случае, если на таких судах установлена радиолокационная станция, в полной мере отвечающая всем требованиям 5.7, наличие дополнительной радиолокационной станции не требуется.

*** Радиолокационная станция должна запитываться от основного и аварийного источников электрической энергии.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть V «Навигационное оборудование»

3.2.23.2 На ходовом мостике судов со знаком ОМВО должно быть установлено следующее оборудование, технические характеристики которого должны отвечать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящей части Правил:

  • радиолокационная станция, которая должна обеспечивать подачу предупредительного сигнала о появлении опасной цели с опережением от 6 до 30 мин, в зависимости от допустимого времени сближения на кратчайшее расстояние.

3.7 РАЗМЕЩЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СУДНЕ.
3.7.6 Радиолокационная станция (РЛС).
3.7.6.1 Основной индикатор радиолокационной станции (средство отображения радиолокационной и дополнительной навигационной информации) должен быть установлен вблизи носовой переборки ходового мостика судна таким образом, чтобы он не препятствовал визуальному наблюдению за навигационной обстановкой впереди по курсу судна, а изображение не ухудшалось при любых условиях освещенности.
Если на судне предусмотрено наличие дополнительного индикатора, то его рекомендуется устанавливать вблизи места, где выполняется навигационная прокладка.
В случае, если панель управления радиолокационной станции (РЛС) является отдельным устройством, функционирование органов управления РЛС должно быть обеспечено со всех рабочих постов, где имеются средства отображения радиолокационной и дополнительной навигационной информации.

3.7.6.2 Передатчик и другую аппаратуру РЛС допускается устанавливать на ходовом мостике судна, если плотность потока мощности высокочастотных излучений, уровень механических шумов и уровень электрических помех радиоприему, создаваемых ими, не превышает допустимых норм. В противном случае указанная аппаратура должна устанавливаться в специальном закрытом экранированном помещении или в аппаратной.
3.7.6.3 У мест установки индикаторов должны быть вывешены диаграммы кругового обзора РЛС с указанием теневых секторов.
3.7.6.4 Если на судне предусматривается установка второй РЛС, ее индикатор должен быть также размещен на ходовом мостике судна.
При этом индикатор основной РЛС должен быть установлен ближе к правому борту, а второй - к левому.

5 ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАВИГАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ.
5.7 РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ.
5.7.1 Радиолокационная станция (РЛС) должна обеспечивать решение задач предупреждения столкновений и способствовать навигационной безопасности путем обнаружения и отображения местоположения других судов, береговой черты, буев, надводных объектов и препятствий, а также средств навигационного ограждения (навигационных знаков).
РЛС должна выполнять следующие функции:
  • отображение радиолокационных видеосигналов;
  • индикация местоположения и элементов движения сопровождаемых целей;
  • индикация координат местоположения своего судна, полученных от электронных систем
  • определения координат;
  • отображение информации о целях полученных от аппаратуры АИС.
  • Рекомендуется предусматривать возможность отображения на индикаторе РЛС данных
  • системной электронной навигационной карты для обеспечения контроля местоположения
  • собственного судна.
5.7.2 Независимо от типа судна, на котором РЛС будет установлена, используемой полосы частот и типа устройства отображения информации радиолокационная станция должна отвечать требованиям, указанным в табл. 5.7.2:


 Валовая вместимость судна  <500  500 до <10000  510000
 Минимальный диаметр рабочей зоны экрана, мм- 180 250 320
 Минимальный размер экрана, мм 195 х 195 270 х 270 340 х 340
 Автоматический захват целей - - +
 Минимальное число сопровождаемых целей 20 30 40
 Минимальное число активных целей АИС 20 30 40
 Минимальное число пассивных целей АИС 100 150 200
 Проигрывание маневра - - +

5.7.3 РЛС должна обеспечивать работу в следующих частотных диапазонах:
  • диапазон «Х»: 9,2 - 9,5 ГГц (длина волны 3 см) - для получения высоких уровней разрешения и чувствительности при отсутствии помех;
  • диапазон «S»: 2,9 -  3,1 ГГц (длина волны 10 см) - для уверенного обнаружения и сопровождения целей при наличии помех (дождь, туман, волнение моря).
Используемый частотный диапазон должен четко указываться на экране индикатора РЛС.
5.7.4 Радиолокационная станция должна удовлетворительно работать в условиях обычных радиопомех и обеспечивать измерение следующих параметров:
  • дальности с погрешностью не более 30 м или 1 % от максимального значения используемой шкалы дальности, в зависимости от того, что больше;
  • пеленга с погрешностью не более 1о.
5.7.5 Способность РЛС обнаруживать цель по крайней мере 8 раз при 10 оборотах антенны, с вероятностью ложного обнаружения не более 10-4, должна определяться в процессе ее работы в диапазонах «Х» (3 см) и «S» (10 см) при следующих условиях:
  • отсутствии помех;
  • высоте установки антенны 15 м над уровнем моря.
Минимальные дальности обнаружения различных целей при отсутствии помех указаны в табл. При этом обнаружение целей на минимальной дальности должно обеспечиваться с использованием штатной антенны, имеющей наименьший раскрыв.

Минимальные дальности обнаружения

 Описание цели1  Характеристика цели, высота над уровнем моря, м   Дальность обнаружения, мили2
 диапазон 3 см диапазон 10 см
 Береговая чертавозвышение до 60 м2020
 Береговая чертавозвышение до 6 м88
 Береговая чертавозвышение до 3 м66
 Суда валовой вместимостью > 5000101111
 Суда валовой вместимостью > 500588
 Маломерное судно с радиолокационным отражателем3453.7
 Навигационный буй с уголковым отражателем43.54.93.6
 Навигационный буй53.54.63.0
 Маломерное судно длиной 10 м без радиолокационного отражателя62.03.43.0
  1. Радиолокационные отражатели рассматриваются как точечные цели, суда – как сложные цели, а береговая черта - как распределенные цели (указано среднее возвышение скалистой береговой черты с учетом ее профиля). 
  2. Допускается изменение дальности обнаружения в зависимости от различных факторов, таких как атмосферные условия, скорости цели, ее ракурса, материала и конструкции корпуса цели. 
  3. Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) радиолокационного отражателя должна быть: 7,5 м2 - для диапазона 3 см и 0,5 м2 - для диапазона 10 см. 
  4. ЭПР уголкового отражателя должна быть: 10 м2 - для диапазона 3 см и 1 м2 - для диапазона 10 см. 
  5. Навигационный буй должен иметь ЭПР: 5 м2  - для диапазона 3 см и 0,5 м2 -  для диапазона 10 см. Для буев ограждения фарватера и имеющих ЭПР 1,0 м2 (в диапазоне 3 см) и 0,1 м2 (в диапазоне 10 см) при высоте 1 м дальность обнаружения их должна быть 2,0 и 1,0 миля, соответственно. 
  6. ЭПР маломерного судна длиной 10 м должна быть: 2,5 м2 - для диапазона 3 см и 1,4 м2 - для диапазона 10 см.

5.7.6 При нулевой скорости своего судна, отсутствии помех, спокойном море и высоте антенны РЛС 15 м над уровнем моря навигационный буй, указанный в табл. 5.7.5, должен обнаруживаться на минимальном горизонтальном расстоянии от антенны, равном 40 м. Отображение данной цели на экране индикатора РЛС должно обеспечиваться до расстояния, равного одной миле, без изменения положения органов настройки, за исключением переключателя шкал дальности.
В случае установки нескольких антенн учет поправки к дальности должен производиться автоматически для каждой из установленных антенн.

5.7.7 Радиолокационная станция должна обеспечивать стабильность характеристик обнаружения целей на всех рабочих шкалах дальности при воздействии пассивных помех.
    Должны быть предусмотрены средства для улучшения качества отображения целей при воздействии пассивных помех на малых дальностях.
    В технической документации должны быть указания о возможном ухудшении способности обнаружения (по сравнению со значениями характеристик, приведенных в табл. 5.7.5) для следующих условий:
  • слабый дождь (интенсивность осадков до 4 мм/ч) и сильный дождь (интенсивность осадков до 16 мм/ч);
  • волнение моря 2 и 5 баллов;
  • сочетание указанных условий.
О возможном ухудшении характеристик обнаружения за счет длины передающего тракта РЛС, фактической высоты антенны и из-за влияния других факторов должно быть четко указано в технической документации.
5.7.8 Конструкцией радиолокационной станции должны быть предусмотрены средства помехозащиты, обеспечивающие подавление нежелательных эхо-сигналов, таких как: отражения от моря, дождя и других видов осадков, облаков, песчаных бурь, а также помех от работы других РЛС.
    Регулировка помехозащиты должна быть автоматической или ручной. Допускается комбинация указанных способов регулировки.
    Должна быть обеспечена возможность плавной регулировки усиления радиолокационного сигнала, а также возможность устанавливать пороговый уровень усиления сигнала.
    Установленные уровни усиления и помехозащиты должны четко указываться на экране индикатора РЛС.
5.7.9 Конструкцией радиолокационной станции должны быть предусмотрены средства улучшения качества отображения целей на экране индикатора.
    Радиолокационное изображение должно плавно и непрерывно обновляться с минимально возможной задержкой.
    Принцип обработки радиолокационных сигналов, а также возможности и ограничения обработки и отображения целей должны быть указаны в технической документации.
5.7.10 Радиолокационная станция Х-диапазона (3 см) должна обеспечивать обнаружение радиолокационных маяков-ответчиков, спасательных (судовых) радиолокационных ответчиков, работающих в соответствующем диапазоне частот.
    Должна быть обеспечена возможность отключения средств обработки сигналов, включая режим поляризации, которые могут затруднять обнаружение радиолокационных маяков-ответчиков и спасательных (судовых) радиолокационных ответчиков.
    Используемый режим обработки сигналов должен четко указываться на экране индикатора РЛС.

5.7.11 Разрешающая способность по дальности и разрешающая способность по направлению должны определяться на шкале дальности 1,5 мили или менее, при отсутствии волнения моря и на дистанциях от 50 % до 100 % от номинала используемой шкалы дальности. При этом должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
  • две точечные цели, расположенные на линии одного направления, должны отображаться раздельно, если дистанция между ними равна 40 м и более;
  • две точечные цели, расположенные на одинаковой удаленности от собственного судна, должны отображаться раздельно, если они разнесены на 2,5о по направлению.
5.7.12 Характеристики обнаружения целей не должны ухудшаться, если амплитуда бортовой и/или килевой качки не превышает 
±10о.
5.7.13 Конструкцией радиолокационной станции должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие контроль технических параметров радиолокационной станции. При отсутствии целей в зоне наблюдения возможность контроля технических параметров должна сохраняться.
    Должна обеспечиваться возможность ручной настройки радиолокационной станции. Допускается предусматривать средства автоматической настройки.
    Радиолокационная станция должна выявлять значительное ухудшение характеристик радиолокационной станции по сравнению с полученными при ее установке.
5.7.14 Время приведения полностью выключенной РЛС в рабочее состоянии (режим «работа») не должно превышать 4 мин с момента ее включения.
    Должен быть предусмотрен режим работы РЛС, при котором излучение в эфир электромагнитной энергии не осуществляется (режим «ожидание»). Переключение РЛС из режима «ожидание» в режим «работа» должно осуществляться не более чем за 5 с.
5.7.15 Результаты всех измерений, выполненных радиолокационной станцией (дистанции до целей, подвижные кольца дальности, пеленги целей, положение маркера и данные автосопропост для судовождения и маневрирования). Радиолокационной станцией должна обеспечиваться компенсация смещения места установки антенны РЛС от расположения общей опорной точки.
    В случае установки на судне нескольких антенн радиолокационной станции должна быть обеспечена возможность компенсации смещения антенн относительно общей опорной точки, что должно производиться автоматически.
    На малых шкалах дальности должна быть предусмотрена возможность отображения на экране индикатора РЛС масштабного контура собственного судна, при этом внутри этого контура должно указываться положение общей опорной точки и расположение антенны, от которой поступает радиолокационная информация.
     Центрирование изображения на экране индикатора РЛС должно обеспечиваться относительно общей опорной точки судна, от которой должны обеспечиваться все радиолокационные измерения направлений.
     Измерения дальностей должны осуществляться в милях. На малых шкалах дальности результаты измерений дополнительно могут указываться в метрах, при этом должна быть обеспечена однозначность индикации измеренных расстояний.
     Все радиолокационные цели должны отображаться на линейной шкале дальности. Задержки отображения при изменении местоположения цели не допускаются.
5.7.16 Должна быть обеспечена работа РЛС на следующих шкалах дальности: 0,25; 0,5; 0,75;1,5; 3; 6; 12 и 24 мили. Допускается возможность использования дополнительных шкал дальности, в том числе крупномасштабных метрических шкал дальности.
    Индикация об используемой шкале дальности должна быть постоянной.
5.7.17 На экране индикатора РЛС должно быть обеспечено отображение неподвижных колец дальности, расположенных на равном расстоянии друг от друга и от начала развертки, при этом расстояние между неподвижными кольцами дальности должно постоянно отображаться.
    Погрешность расположения неподвижных колец дальности не должна превышать 1 % от используемой шкалы дальности или 30 м, в зависимости от того, что больше.

5.7.18 Должно быть обеспечено, как минимум, два подвижных кольца дальности, каждое из которых должно иметь цифровой отсчет.
    Подвижное кольцо дальности должно обеспечивать измерение расстояния с погрешностью не более 1 % от используемой шкалы дальности или 30 м, в зависимости от того, что больше.
5.7.19 По крайней границе окружности эффективного радиолокационного изображения, должна отображаться шкала азимутов, обеспечивающая определение направлений относительно общей опорной точки собственного судна.
    Азимутальная шкала должна быть оцифрована по крайней мере с интервалом в 308 и иметь четко отличающиеся друг от друга деления через каждые 5о и 10о. Допускается отображение делений с интервалом через 1о, при этом они должны быть четко различимы.
5.7.20 Направление носовой части диаметральной плоскости собственного судна должно отображаться на экране индикатора РЛС электронной отметкой линии курса, которая должна начинаться из общей опорной точки и заканчиваться непосредственно у азимутальной шкалы экрана. Погрешность отображения электронной отметки линии курса не должна превышать 0,1о.
    При установке на судне нескольких антенн РЛС поправки, компенсирующие смещение в направлении, должны автоматически вводиться для каждой антенны РЛС. Должна быть предусмотрена возможность временного снятия изображения с экрана отметки линии курса с помощью выключателя с самовозвратом во включенное положение. Допускается совмещать временное снятие изображения отметки линии курса со снятием изображения других графических символов.
5.7.21 Должно быть предусмотрено по крайней мере два электронных визира направлений (ЭВН), обеспечивающих определение угловых направлений на любой точечный объект с погрешностью не более 18 на границе азимутальной шкалы радиолокационного изображения.
    ЭВН должен обеспечивать измерение направления относительно отметки курса - курсовой угол иотносительно направления истинного меридиана - истинный пеленг. Опорное направление (относительное или истинное), относительно которого производятся измерения, должно четко индицироваться.
    Должна обеспечиваться возможность смещения исходной точки ЭВН из общей опорной точки собственного судна в любую точку экрана и возвращение ЭВН в общую опорную точку, при этом выполнение указанных действий должно быть простым и быстрым.
    Должна быть обеспечена возможность фиксации исходной точки ЭВН в любой точке экрана, а также возможность смещения исходной точки ЭВН со скоростью собственного судна.
    Средства наведения ЭВН на выбранный объект должны обеспечивать плавность перемещения ЭВН в любом направлении и необходимую точность измерений.
    Каждый ЭВН должен иметь цифровой отсчет с разрешением, достаточным для сохранения точности измерений.
5.7.22 Должна быть предусмотрена возможность отображения по крайней мере четырех независимых параллельных индексных линий, с возможностью уменьшения их длины и отключения отображения каждой из этих линий. Кроме того, должна быть обеспечена возможность изменения направления линий и расстояния между ними.
5.7.23 В пределах эффективной площади радиолокационного изображения должна быть обеспечена возможность измерения расстояний и направлений между двумя любыми точками.
5.7.24 Должен быть предусмотрен электронный маркер, с помощью которого может обозначаться любая точка на экране. Расстояние и направление от общей опорной точки до маркера и/или координаты положения маркера должны определяться постоянно и отображаться либо одновременно, либо по отдельности.
    Маркер должен обеспечивать возможность выбора целей, нанесения или снятия графической информации в пределах эффективной площади радиолокационного изображения, а также дополнительно может использоваться для выбора режимов работы РЛС, различных функций, для изменения параметров и для работы с управляющими меню, расположенными за пределами эффективной площади экрана, занятой радиолокационным изображением.
    Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие легкое обнаружение места маркера на экране индикатора РЛС.
    Точность измерения направлений и расстояний с помощью маркера должна соответствовать точности измерений с помощью подвижного кольца дальности и электронного визира направлений. 

5.7.25 Данные о курсе собственного судна должны поступать от гироскопического компаса.
Погрешность ориентации радиолокационного изображения относительно истинного меридиана, должна быть не более 0,5о при любых угловых скоростях поворота, которые возможны для данного судна.
    Информация о курсе собственного судна должна определяться относительно общей опорной точки собственного судна и отображаться в цифровой форме с разрешением, аналогичным точности сопряжения РЛС с гироскопическим компасом.
5.7.26 Радиолокационная станция должна обеспечивать отображение радиолокационной информации в режиме «истинного движения» с учетом параметров движения собственного судна.
Автоматическое обновление отметки собственного судна может производиться по следующим признакам:
  • по местоположению отметки на экране индикатора;
  • по времени;
  • с учетом обоих признаков.
    Обновление отметки собственного судна должно осуществляться не реже чем для каждого оборота антенны.
    Должна быть предусмотрена возможность ориентации радиолокационного изображения относительно истинного меридиана (север вверху) или по курсу.
    Индикация используемых вида ориентации и режима отображения радиолокационного изображения должна индицироваться четко и постоянно.

5.7.27 Должна обеспечиваться возможность ручного смещения центра развертки в любую точку экрана в пределах 0,5 радиуса эффективного радиолокационного изображения.
    При выборе режима отображения радиолокационной информации со смещением центра, такое смещение центра развертки должно быть возможно в пределах 0,75 радиуса эффективного радиолокационного изображения площади экрана.
    В режиме «истинного движения» должна быть предусмотрена возможность автоматического смещения положения отметки местоположения собственного судна для обеспечения максимальной зоны обзора впереди по курсу, при этом должно быть возможным предварительно устанавливать точку, в которую будет происходить смещение.
5.7.28 В РЛС должны быть предусмотрены два режима стабилизации изображения и графической информации: относительно грунта и относительно воды.
    Используемый режим стабилизации и информация о датчике информации, обеспечивающем реализацию выбранного режима, должны четко отображаться на экране индикатора РЛС.
5.7.29 Должно обеспечиваться отображение следов целей (послесвечение) с переменной длиной векторов с индикацией времени экстраполяции и режима отображения.
    Должна обеспечиваться возможность выбора режима отображения послесвечения целей: в истинном или относительном движении.
    Отображение послесвечений целей должны четко отличаться от изображений самих целей.
    За два оборота антенны РЛС должна обеспечиваться возможность отображения либо масштабированных следов целей, либо их предыдущего местоположения (или того и другого одновременно), при следующих изменениях режимов работы:
  • уменьшении или увеличении шкалы дальности;
  • изменении положения центра развертки;
  • изменении режима отображения с истинного на относительное движение и наоборот.
5.7.30 Цели должны отображаться с помощью условных знаков в соответствии с требованиями 5.7.58.
Информация о цели может быть получена по результатам ее радиолокационного сопровождения, а также по информации, содержащейся в сообщениях аппаратуры автоматической идентификационной системы.
    Число отображаемых целей должно соответствовать требованиям табл. 5.7.2.
    Если число отображаемых целей (сопровождаемых радиолокационных и/или целей АИС) приближается к максимальному возможному, должно обеспечиваться автоматическое включение предупредительной сигнализации.
    Форматы обработки и отображения данных радиолокационных целей и целей АИС должны, насколько это практически возможно, быть совместимыми.
5.7.31 Данные о радиолокационных целях должны поступать от приемопередатчика РЛС. Первичная информация о целях должна проходить фильтрацию с помощью средств помехозащиты. Захват целей на автосопровождение может выполняться вручную или автоматически.
    Автосопровождение цели должно основываться на вычислении местоположения цели относительно собственного судна и параметрах ее движения.
    Для улучшения параметров сопровождения допускается использование и других источников информации.
    Автосопровождение целей должно обеспечиваться по крайней мере на шкалах дальности 3, 6 и 12 миль. Дальность автосопровождения целей должна быть не менее 12 миль.
    РЛС должна обеспечивать возможность автосопровождения при относительных скоростях целей, эквивалентных тем, с которыми могут эксплуатироваться морские суда, включая высокоскоростные.
5.7.32 В дополнение к требованиям по обработке и представлению информации по целям АИС должна быть обеспечена возможность отображения данных по радиолокационным целям, количество которых указано в табл. 5.7.2. При фактическом превышении установленного предельного количества обрабатываемых целей, работоспособность РЛС не должна ухудшаться.
5.7.33 Должен обеспечиваться ручной и автоматический захват радиолокационных целей вколичестве, указанном в табл. 5.7.2. Должна быть предусмотрена возможность устанавливать границы зоны автозахвата.
5.7.34 Через одну минуту после захвата цели должна отображаться тенденция ее движения и прогноз изменения местоположения цели в течение ближайших 3 мин.
    Система автосопровождения РЛС должна обеспечивать автоматическое обновление информации по всем сопровождаемым целям, при этом должно продолжаться сопровождение радиолокационных целей, которые четко различимы на экране индикатора в пяти из десяти последовательных оборотах антенны.
    Система автосопровождения должна рассчитывать сглаженные вектора перемещения целей и обеспечивать раннее, насколько это практически возможно, обнаружение начала маневра цели.
    Ошибки сопровождения, в том числе и возможность переброса объекта сопровождения, должны быть сведены к минимуму.
    Должна быть предусмотрена возможность снятия с автосопровождения одной или всех целей.
    При устойчивом движении цели и требуемых точностных характеристиках датчиков информации должно обеспечиваться максимально точное определение параметров движения цели.
    Для судов, движущихся со скоростью до 30 уз. включительно, при устойчивом сопровождении в течение 1 мин, система автосопровождения должна обеспечивать определение тенденции относительного движения цели, а через 3 мин - определение параметров движения с погрешностями не более тех величин, которые указаны в табл. 5.7.34.
    Допускается значительное ухудшение точности определения параметров движения цели при следующих условиях:
  • короткий промежуток времени после захвата;
  • маневр собственного судна;
  • маневр цели;
  • срыв сопровождения;
  • изменение погрешностей датчиков.
Погрешности измерения дальности и пеленга цели должны быть не более:
  • по дальности - 50 м (или 1 % от дальности до цели);
  • по направлению - 2о.
    Должна быть обеспечена возможность стабилизации изображения относительно грунта по результатам сопровождения неподвижной точечной цели, которая должна обозначаться соответствующим знаком.
5.7.35 Информация о целях, поступающая от аппаратуры АИС, должна отображаться по предварительно определенным параметрам, при этом отображаться должны и активные и пассивные цели АИС.
    Активные цели АИС должны рассматриваться как аналогичные радиолокационные цели.
    Если число отображаемых целей АИС (активных и/или пассивных) приближается к максимальному возможному, должно обеспечиваться автоматическое включение предупредительной сигнализации.
5.7.36 Во избежание появления на экране индикатора излишней информации должна быть предусмотрена возможность отбора данных о пассивных целях АИС по следующим признакам: дальность до цели, дистанция и время кратчайшего сближения (Дкр и Ткр), класс аппаратуры АИС, принадлежащий цели (А, В и т.п.). При этом должна быть исключена возможность удаления с экрана изображения какой-либо цели АИС.
5.7.37 Должна быть предусмотрена возможность включения обработки пассивных целей АИС, а также возможность перевода обрабатываемых пассивных целей АИС в состояние, при котором их обработка не осуществляется.
    Если в РЛС предусматривается наличие зон, в которых автоматически включается обработка целей АИС, эти зоны должны совпадать с зонами автоматического захвата радиолокационных целей на автосопровождение.
    В дополнение к возможности начала обработки целей АИС при вхождении в установленную зону должна быть предусмотрена возможность автоматического включения обработки целей АИС по предварительно установленным признакам: дальность до цели, дистанция и время кратчайшего сближения (Дкр и Ткр), класс аппаратуры АИС, принадлежащий цели (А, B).
5.7.38 Отображение на экране индикатора РЛС информации по целям АИС должно соответствовать табл. 5.7.38.
        Функция       Режимы работы Форма представления информации
 АИС Вкл./Выкл. Обработка сигнала АИС включена/графическое представление выключено Обработка сигнала АИС включена/графическое представление выключено  Буквенно- цифровая или графическая
 Фильтрация пассивных целей АИС Статус фильтра Статус фильтра Буквенно- цифровая или графическая
 Активизация целей  Критерий активизации Графическая
 Тревожная сигнализация по признакам Дкр / Ткр Вкл./Выкл.
 Пассивные цели включены
 Вкл./Выкл.
 Пассивные цели включены
  Буквенно- цифровая или графическая
 Предупредительная сигнализация о потере цели Вкл./Выкл.
Критерий: потеря цели
 Вкл./Выкл.
 Критерий: потеря цели
  Буквенно- цифровая или графическая
 Объединение целей РЛС/АИС Вкл./Выкл. 
Критерий: объединение целей. 
Приоритет цели: «по умолчанию»
 Вкл./Выкл. 
Критерий: объединение целей. 
Приоритет цели: «по умолчанию»
 Буквенно-цифровая

5.7.39 Условные знаки для графического отображения целей АИС на экране индикатора РЛС должны соответствовать требованиям 5.7.58.
    По умолчанию цели АИС должны отображаться как пассивные.
    Курс и скорость сопровождаемой радиолокационной цели или цели АИС должны отображаться с помощью вектора регулируемой длины.
    Время, соответствующее длине этого вектора, и режим стабилизации изображения должны отображаться постоянно и четко.
    Отображение местоположения на экране индикатора РЛС радиолокационных целей и целей АИС должно обеспечиваться относительно общей опорной точки собственного судна.
    Для отображения активных целей АИС, находящихся на малом удалении от собственного судна, должна быть обеспечена возможность их представления в виде масштабного знака.
    Должна быть обеспечена возможность отображения предыдущей траектории движения активных целей АИС.
5.7.40 Должна быть обеспечена возможность выбора любой сопровождаемой радиолокационной цели или цели АИС для представления данных об этой цели в буквенно-цифровой форме. Выбранная цель должна отображаться на экране индикатора РЛС соответствующим условным знаком. Если запрашиваются данные по нескольким целям, то принадлежность информации к одной из выбранных целей, а также источник ее получения (РЛС или АИС) должны четко отображаться.
Данные о цели должны содержать следующую буквенно-цифровую информацию:
  • источник данных (РЛС или АИС);
  • дальность до цели;
  • пеленг цели;
  • путевой угол цели (путевой угол относительно грунта);
  • скорость цели относительно грунта;
  • Дкр и Ткр.
Дополнительно, для каждой выбранной сопровождаемой цели АИС должны отображаться:
  • идентификационные данные цели;
  • эксплуатационное состояние (на ходу, якоре и т.п.);
  • координаты.
    Кроме того, может представляться информация о курсе цели АИС и ее угловой скорости поворота.
    Должна быть предусмотрена возможность представления по запросу и другой дополнительной информации.
    Если информация, поступающая от цели АИС, является неполной, то при отображении данных об этой цели в соответствующих пунктах должна быть обеспечена индикация "MISSING" («ПРОПУСК»).
    Данные о выбранной цели должны отображаться и обновляться до тех пор, пока не будет выбрана другая цель или пока функция отображения данных цели не будет отключена.
    Должна быть предусмотрена функция отображения, по запросу, данных по собственному судну.
5.7.41 Для всех аварийно-предупредительных сигналов радиолокационной станции должна быть предусмотрена четкая индикация причины срабатывания.
    Если рассчитанные значения Дкр, и Ткр по сопровождаемой радиолокационной цели или активной цели АИС будут меньше установленных пределов, то должно быть обеспечено:
  • включение предупредительной сигнализации по этим признакам;
  • четкая индикация цели (или целей), по которым сработала сигнализация.
    Для радиолокационных целей и целей АИС устанавливаемые предельные значения Дкр, и Ткр должны быть одинаковыми, при этом предупредительная сигнализация должна обеспечиваться для всех активных целей АИС.
    По запросу, подача предупредительных сигналов может обеспечиваться и в отношении пассивных целей АИС.
    При обнаружении в установленной зоне захвата на автосопровождение новых целей и при активизации новых целей АИС эти цели должны четко обозначаться, и их обнаружение должно сопровождаться предупредительным сигналом.
    Должна быть предусмотрена подача сигнала тревоги при потере цели, находящейся на автосопровождении. В случае, если цель снята с сопровождения по признаку заданного удаления или другому установленному параметру, сигнал тревоги не должен подаваться. Последнее местоположение цели, снятой с сопровождения, должно быть четко указано на экране индикатора РЛС.
    Тревожная сигнализация, в случае потери цели, должна быть обеспечена и для радиолокационных целей, и для целей АИС. Должна обеспечиваться четкая индикация о срабатывании сигнализации о потере цели, а также об отключении этой сигнализации.
    Последнее местоположение потерянной цели АИС должно быть четко указано на экране индикатора РЛС.
5.7.42 Индикация потерянной цели АИС должна отменяться в случае возобновления приема АИС сообщений от этой цели или после подтверждения тревожного сигнала о потере цели. Должна быть обеспечена возможность восстановления ограниченного объема информации из предыдущих АИС сообщений от потерянной цели.
    Должна быть исключена возможность отображения одного физического объекта в виде двух самостоятельных целей (радиолокационная цель и цель АИС).
    Если по заданному критерию объединения (тождественности) РЛС устанавливает идентичность радиолокационной цели и цели АИС, то, по умолчанию, при отображении такая цель должна обозначаться условным знаком активной цели АИС и ее данные (по информации от АИС сообщений), должны отображаться в буквенно-цифровой форме.
    Должна быть обеспечена возможность изменения формы отображения данных в режиме «по умолчанию» и выбора источника получения информации о цели (РЛС или АИС).
    В случае, когда расхождение данных о цели, поступающих от РЛС и АИС, становится существенным, эти данные должны рассматриваться как относящиеся к различным физическим объектам и отображаться на экране индикатора РЛС в виде двух раздельных отметок: активная цель АИС и сопровождаемая радиолокационная цель. Аварийно предупредительная сигнализация при этом не должна срабатывать.
5.7.43 На судах валовой вместимостью 10000 и более радиолокационная станция должна обеспечивать режим проигрывания маневра, а именно: давать возможность имитировать изменения ситуаций сближения при маневре своего судна с учетом его динамических характеристик.
При использовании режима проигрывания маневра соответствующая индикация должна четко отображаться.
Режим проигрывания маневра должен обеспечивать:
  • возможность изменения курса и скорости собственного судна;
  • отсчет времени от начала имитируемого маневра и обратный счет времени до его реального начала;
  • сопровождение целей и отображение данных по целям;
  • имитацию изменения ситуации по отношению ко всем сопровождаемым радиолокационным целям и активным целям АИС.
5.7.44 Должна обеспечиваться возможность вручную наносить на экран индикатора РЛС изображения схематических карт района плавания, различных линий навигационного назначения, в том числе и линий пути собственного судна, а также его местоположение в системе географических координат, при этом удаление с экрана нанесенной информации должно выполняться одним действием оператора.
    Схематическая карта может включать в себя линии, условные знаки и опорные точки, изображения которых должны соответствовать требованиям 5.7.58.
    Нанесенные дополнительные знаки и символы не должны ухудшать радиолокационное изображение, при этом нанесенная информация должна сохраняться при выключении оборудования и восстанавливаться при замене ее отдельных блоков.
5.7.45 РЛС может обеспечивать возможность отображения электронных навигационных карт (ЭНК) для наблюдения, в реальном времени, за навигационными условиями плавания.
    Отображаемая на экране индикатора РЛС электронная навигационная карта должна соответствовать формату, определенному стандартами Международной гидрографической организации (МГО).
    Должна быть обеспечена возможность отображения информации по корректуре ЭНК.
    Должна быть предусмотрена возможность отображения ЭНК по уровням или же по категориям информации, но не по отдельным объектам или символам карты.
    Отображение ЭНК на экране индикатора РЛС должно обеспечиваться относительно общей опорной точки собственного судна и быть в той же системе координат, что и информация, поступающая от АИС, при этом масштаб и режим ориентации ЭНК и радиолокационного изображения должны быть одинаковыми.
    Удаление с экрана индикатора РЛС изображения ЭНК должно выполняться одним действием оператора.
    Отображение радиолокационной информации должно иметь приоритет перед всеми другими данными, которые можно отображать на экране индикатора РЛС. Картографическая информация не должна затенять или искажать радиолокационного изображения и быть четко различимой от других данных.
    Любая неисправность источника электронных навигационных карт не должна влиять на работоспособность радиолокационной станции и сопряженной с ней аппаратуры АИС.
5.7.46 Должна быть предусмотрена сигнализация о прекращении обновления отображаемой информации, а также сигнализация о неисправности сопряженных с РЛС датчиков информации, таких как: гирокомпас, лаг, датчик местоположения антенны.
    При появлении неисправности РЛС должен предусматриваться переход на использование доступных резервных средств, или должна быть предусмотрена возможность продолжения работы РЛС с ограничением в использовании некоторых функциональных возможностей.
5.7.47 При совместной работе нескольких радиолокационных станций должна быть обеспечена защита работоспособности всей системы при появлении неисправностей в одном из ее компонентов.
    При наличии в комбинированной системе, состоящей из нескольких РЛС, устройств или блоков одинакового назначения должна предусматриваться возможность их коммутации.
    На каждом рабочем месте РЛС должна обеспечиваться индикация используемого режима получения и обработки радиолокационной информации, а также оперативных данных о состоянии системы.
5.7.48 Органы управления РЛС должны быть простыми и удобными для работы с ними.
    Включение/выключение РЛС должно обеспечиваться как с места установки основного индикатора, так и с дополнительного(ых) рабочего(их) места РЛС.
    Функции управления РЛС могут быть реализованы в виде отдельной панели управления или с помощью программируемого доступа к управлению (например, экранное меню), при этом допускается комбинация этих способов.
    Управление основными функциями должно осуществляться специальными средствами или клавиатурой управления с соответствующей индикацией состояния. К основным функциям управления относятся:
  • включение режима подготовка/работа;выбор шкалы дальности;
  • регулировка коэффициента усиления;
  • ручная подстройка частоты (если такая функция предусмотрена);
  • подавление помех от дождя;
  • подавление помех от моря;
  • включение/выключение функции обработки сигналов АИС;
  • подтверждение сигналов аварийно-предупредительной сигнализации;
  • управление маркером;
  • управление электронным визиром направлений;
  • управление подвижными кольцами дальности;
  • регулировка яркости экрана;
  • захват радиолокационных целей.
Средства управления основными функциями должны быть размещены непосредственно у места установки основного индикатора и, кроме того, могут быть предусмотрены посты дистанционного управления с дополнительных рабочих мест РЛС.
5.7.49 Для узлов и блоков, имеющих ограниченный срок службы, должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие регистрацию времени работы. Должна быть предусмотрена возможность идентификации неисправностей РЛС.
5.7.50 Должна быть предусмотрена возможность автоматического отключения высокочастотного излучения в пределах заданных секторов, при этом должна быть обеспечена индикация этих секторов.
5.7.51 Антенное устройство РЛС должно надежно функционировать при скоростях ветра, которые возможны при эксплуатации судна, на котором оно установлено.
    Частота вращения РЛС должна быть такой, чтобы обновление радиолокационной информации обеспечивалось с требуемой для судна скоростью.
    Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие отключение вращения антенны и электромагнитного излучения при проведении технического обслуживания РЛС и при работе судового персонала вблизи антенны или на мачтах.
5.7.52 Конструкция РЛС должна обеспечивать возможность ее эксплуатации подготовленным персоналом.
    Для подготовки персонала и выработки навыков эксплуатации РЛС должна быть предусмотрена функция имитации целей.
5.7.53 Должна быть обеспечена возможность получения радиолокационной станцией информации (в стандартном формате) от следующих датчиков:
  • гирокомпаса или устройства дистанционной передачи курса;
  • лага;
  • приемоиндикатора системы радионавигации;
  • аппаратуры АИС;
  • других источников равноценной информации.
5.7.54 В РЛС должны быть предусмотрены средства, исключающие возможность использования недостоверных данных. Если качество и достоверность входящей информации идентифицированы РЛС как несоответствующие требованиям, то на экране индикатора должна быть обеспечена соответствующая индикация.
    Должна обеспечиваться, насколько это практически возможно, проверка целостности информации, поступающей от внешних датчиков. Такая проверка может осуществляться путем сравнения данных, поступающих от разных датчиков, или с помощью выполнения других доступных проверок, таких как анализ того, что текущая информация не превышает допустимых предельных значений.
    Время задержки на проверку достоверности информации и ее обработку должно быть минимальным.
5.7.55 Должна быть обеспечена возможность передачи радиолокационной информации(в стандартном формате) в другие судовые системы.
    Должна обеспечиваться передача информации, отображаемой на экране индикатора РЛС, в регистратор данных рейса.
    По крайней мере один изолированный нормально-замкнутый контакт должен быть предусмотрен конструкцией РЛС для обеспечения индикации в случае ее неисправности или выхода из строя.
    Для обеспечения передачи сигнала о неисправности РЛС и возможности дистанционного отключения звукового аварийно-предупредительного сигнала, поступившего от РЛС, должна быть предусмотрена двусторонняя связь между РЛС и другими сопряженными с ней системами.
5.7.56 В случае сбоя в получении входных данных от внешних источников информации, обеспечивающих работу РЛС, должна обеспечиваться соответствующая постоянная индикация, при этом, в зависимости от характера сбоя, должно обеспечиваться выполнение следующих основных функций:
  1. при отсутствии информации от гирокомпаса (устройства дистанционной передачи курса) должна обеспечиваться возможность продолжения работы РЛС в режиме ориентации изображения «курс нестабилизированный». Изменение режима стабилизации изображения должно осуществляться автоматически в течение 1 мин после сбоя в получении соответствующей информации от внешнего источника. Если режим автоматического подавления помех от моря, при отказе стабилизации по меридиану (по азимуту), препятствует обнаружению целей, то этот режим должен автоматически отключаться в течение 1 мин. Индикация режима измерения только курсовых углов целей должна быть обеспечена на экране индикатора РЛС;
  2. при отсутствии информации от лага, измеряющего скорость судна относительно воды, должен обеспечиваться ручной ввод данных о скорости судна;
  3. при отсутствии информации от лага, измеряющего скорость судна относительно грунта, или от источника информации о курсе и скорости судна относительно грунта должно обеспечиваться переключение на получение данных от лага, измеряющего скорость судна относительно воды;
  4. при отсутствии информации о координатах местоположения судна отображение электронной навигационной карты на экране индикатора РЛС должно осуществляться только при наличии по крайней мере одной опорной точки с известными координатами, или если информация о координатах местоположения судна вводится вручную;
  5. при отсутствии информации от блоков РЛС, обеспечивающих излучение и прием радиолокационных сигналов, на экране индикатора РЛС должно быть продолжено отображение целей АИС, при этом последнее изображение радиолокационной информации не должно отображаться;
  6. при отсутствии АИС-информации на экране индикатора РЛС должна отображаться радиолокационная информация и база данных по целям;
  7. при отсутствии информации от других судовых систем, сопряженных с РЛС, должна обеспечиваться возможность продолжения работы РЛС как самостоятельной системы.
5.7.57 Инструкция по эксплуатации РЛС должна содержать детальную информацию по всем возможным функциям, при этом должны быть отражены следующие сведения:
  • рекомендуемые установки органов управления для различных погодных условий эксплуатации
  • станции;
  • технико-эксплуатационные характеристики радиолокационной системы;
  • порядок действий оператора при появлении неисправностей;
  • ограничения при отображении информации и сопровождении целей, характеристики точности и
  • возможных задержек в обработке и представлении информации;
  • использование информации о курсе собственного судна, путевом угле и путевой скорости для
  • предотвращения столкновений;
  • ограничения и условия объединения целей, раздельного представления целей;
  • критерии выбора для автоматического захвата целей АИС и прекращения обработки;
  • методы представления целей АИС и ограничения, связанные с этим;
  • принципы проигрывания маневра, включая учет маневренных характеристик собственного
  • судна (если они учитываются);
  • перечень предусмотренных аварийно-предупредительных сигнализации и индикаций;требования к размещению и установке оборудования;
  • точность измерения направлений и расстояний;
  • описание дополнительных функциональных возможностей и порядок действий оператора
  • (например: при обнаружении спасательных маяков _ ответчиков);
  • значение постоянной общей опорной точки собственного судна в процессе обработки и
  • представления информации;
  • описание факторов, влияющих на изменение характеристик РЛС.
Инструкция изготовителя по установке РЛС должна быть составной частью технической документации.
5.7.58 Сокращения терминов, используемых при отображении режимов работы и другой информации на экране индикатора РЛС, должны соответствовать приведенным в табл. 5.7.58-1. (Том 5 правил РМРС "Навигационное оборудование" стр. 75-78)