РУС
АИС
АИС
Аппаратура универсальной Автоматической
идентификационной системы – 1 комплект*
* Не требуется на грузовых судах 300 рег. тонн и более, но меньше 500, не совершающих международных рейсов.
АИС должна запитываться от основного и аварийного источников электрической энергии.
Если на судах, построенных до 1 июля 2002 г., аварийным источником электрической энергии является аккумуляторная батарея, то ее емкость должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить работу в течение по крайней мере 1 ч.
Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть V «Навигационное оборудование»
2.4 АНТЕННЫЕ УСТРОЙСТВА.2.4.1 На каждом судне должны быть установлены отдельные антенные устройства, обеспечивающие работу следующего навигационного оборудования:
- радиолокационных станций;
- приемоиндикаторов систем радионавигации;
- радиомаячной установки (если требуется);
- аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы (АИС).
3.7 РАЗМЕЩЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СУДНЕ.
3.7.9.1 Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) должна устанавливаться в рулевой рубке так, чтобы было удобно пользоваться индикатором и органами управления аппаратуры, индикаторами РЛС, САРП, ЭКНИС, а также обеспечивалась возможность наблюдения за окружающей судно обстановкой.
3.7.9.2 Отдельные блоки, входящие в состав аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы (АИС), не требующие оперативного управления, допускается устанавливать в аппаратной или специальной выгородке вблизи рулевой рубки.
3.7.9.3 Выходные контакты реле, активируемого при обнаружении неисправностей аппаратуры АИС, должны быть подключены к устройству, обеспечивающему звуковую сигнализацию. В качестве устройства звуковой сигнализации могут быть использованы встроенный в аппаратуру АИС громкоговоритель, отдельное внешнее звуковое сигнальное устройство или расположенная на ходовом мостике система аварийно-предупредительной сигнализации.
5 ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАВИГАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ.
5.18.1 Судовая аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) класса А должна обеспечивать работу в следующих режимах:
- автономный режим - предназначен для использования во всех районах эксплуатации судна и обеспечивает непрерывный автоматический самоорганизующийся взаимный обмен статической и динамической (навигационной) информацией между судами, а также между судами и береговыми станциями. При работе в этом режиме должна быть обеспечена возможность перехода на другие режимы работы и обратно;
- назначенный режим - предназначен для использования в зоне ответственности береговых служб управления движением судов и обеспечивает передачу статической и динамической информации о судне с интервалами передачи и во временных промежутках (слотах), назначенных береговыми службами и/или по расписанию;
- режим опроса - предназначен для автоматической передачи статической и динамической информации, а также информации о рейсе по запросам от береговых служб или судов.
5.18.3 В состав аппаратуры АИС должны входить:
- устройство, работающее в переключающемся режиме в системах ближней (УКВ) и дальней радиосвязи и обеспечивающее выбор частотного канала в диапазонах частот, выделенных морской подвижной службе, а также работу на выбранном канале;
- по крайней мере, один передатчик, два приемника, обеспечивающие работу в режиме многостанционного доступа с временным разделением (МДВР-TDMA) с использованием единой шкалы времени, и один приемник цифрового избирательного вызова (ЦИВ), настроенный на 70-й канал УКВ морской подвижной службы;
- средство обработки данных от системы радионавигации, которая обеспечивает разрешение до 0,0001 минуты в системе WGS-84;
- средство автоматического ввода данных от датчиков динамической информации;
- средство отображения информации (минимальный дисплей) для обеспечения ручного ввода, обновления и получения данных;
- средство контроля достоверности передаваемых и принимаемых данных;
- средство встроенного контроля работоспособности;
- встроенное приемное устройство глобальной навигационной спутниковой системы, обеспечивающее временную синхронизацию по Всемирному координированному времени (UTC).
- передачу информации о маневрировании и координатах судна (динамическая информация) с интервалом, указанным в табл. 5.18.7.2;
- периодическую автоматическую передачу статической информации береговым станциям и другим судам, оборудованным аппаратурой АИС;
- прием и обработку информации от береговых станций и других судов;
- передачу с минимальной задержкой ответных сообщений на запросы, связанные с безопасностью или имеющие высокий приоритет.
информации о местоположении судна от встроенного приемного устройства глобальной навигационной спутниковой системы. При этом должно быть предусмотрено формирование средством встроенного контроля работоспособности соответствующего сигнала и обеспечена постоянная индикация данных о местоположении судна на средстве отображения информации (минимальном дисплее).
5.18.5 Аппаратура АИС должна обеспечивать работу на частотах УКВ-диапазона морской подвижной службы (156,025 -162,025 МГц) с разносом частот между каналами 25 кГц и 12,5 кГц.
По умолчанию после включения судовая аппаратура АИС должна обеспечивать работу на двух международных симплексных каналах: АИС 1 - 161,975 МГц (канал 2087), АИС 2 - 162,025 МГц (канал 2088).
Возможность перехода аппаратуры АИС на работу на других каналах должна быть обеспечена одним из трех способов:
- ручным переключением;
- автоматическим переключением по командам от береговой станции в формате МДВР;
- автоматическим переключением по командам от береговой станции в формате ЦИВ.
- статической:
- номер ИМО, присвоенный судну;
- позывной сигнал и название судна;
- длина и ширина судна;
- тип судна;
- расположение антенны приемоиндикатора системы радионавигации («нос - корма» и «правый борт - левый борт» относительно диаметральной плоскости судна);
- динамической:
- координаты судна с указанием точности и целостности измерения;
- всемирное координированное время;
- путевой угол (курс относительно грунта);
- скорость относительно грунта;
- истинный курс (гирокомпасный);
- угловая скорость поворота судна (при наличии измерителя скорости поворота);
- навигационный статус судна: судно в движении, на якоре, не управляется, ограниченная возможность маневрирования, у причала, на мели, траление рыбы и т.д. (обеспечивается ручным вводом);
- рейсовых данных:
- осадка судна;
- наличие опасного груза и его тип (по требованию уполномоченных властей);
- порт назначения и предполагаемое время прихода (по усмотрению капитана). Название порта назначения должно соответствовать международному коду UN/LOCODE;
- сообщений о безопасности (в формате коротких сообщений, относящихся к безопасности мореплавания и содержащих важные навигационные и метеорологические предупреждения).
передачи информации:
- статическая информация:
- каждые 6 мин;
- по запросу;
- динамическая информация: в зависимости от навигационного статуса собственного судна в соответствии с табл. 5.18.7.2;
- рейсовые данные:
- каждые 6 мин;
- при изменении рейсовых данных;
- по запросу;
- сообщения о безопасности: по необходимости.
Навигационный статус судна | Интервал передач динамической информации |
Судно на якорной стоянке или на ходу со скоростью не более 3 уз. |
3 мин |
Судно на якорной стоянке или на ходу со скоростью более 3 уз. |
10 с |
Судно на ходу (0 - 14 уз.) |
10 с |
Судно на ходу (0 - 14 уз.) при изменении курса |
3,3 с |
Судно на ходу (14 - 23 уз.) |
6 с |
Судно на ходу (14 - 23 уз.) при изменении курса |
2 с |
Судно на ходу (более 23 уз.) |
2 с |
Судно на ходу (более 23 уз.) при изменении курса |
2 с |
5.18.8 Должна быть обеспечена защита от несанкционированного изменения принимаемой и передаваемой информации.
5.18.9 Судовая аппаратура АИС должна быть готова к работе не позднее чем через 2 мин после включения.
5.18.10 Должна обеспечиваться автоматическая запись в энергонезависимую память аппаратуры АИС периодов времени, в течение которых она не функционировала.
5.18.11 Средство отображения информации (минимальный дисплей) аппаратуры АИС должно отвечать следующим требованиям:
- содержать не менее трех строк данных, на каждой из которых должно четко отображаться, как минимум, название судна, пеленг и дистанция;
- не должно допускаться горизонтальное размещение информации о пеленге и дистанции;
- отображаемая информация должна быть легко различима при всех возможных условиях освещенности в месте его установки. При необходимости должна быть предусмотрена подсветка изображения;
- должна обеспечиваться возможность ручного ввода рейсовых данных и сообщений о безопасности;
- должна быть предусмотрена возможность отображения информации тревожной сигнализации, индикации от средств встроенного контроля работоспособности аппаратуры, принятых сообщений о безопасности, а также принятых запросов от средств дальней связи.