РУС

АИС

АИС

АИС

Аппаратура универсальной Автоматической
идентификационной системы  
–  1 комплект*


* Не требуется на грузовых судах 300 рег. тонн и более, но меньше 500, не совершающих международных рейсов.

  АИС должна запитываться от основного и аварийного источников электрической энергии.
Если на судах, построенных до 1 июля 2002 г., аварийным источником электрической энергии является аккумуляторная батарея, то ее емкость должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить работу в течение по крайней мере 1 ч. 

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть V «Навигационное оборудование»

2.4 АНТЕННЫЕ УСТРОЙСТВА.
2.4.1 На каждом судне должны быть установлены отдельные антенные устройства, обеспечивающие работу следующего навигационного оборудования:
  1. радиолокационных станций;
  2. приемоиндикаторов систем радионавигации;
  3. радиомаячной установки (если требуется);
  4. аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы (АИС).
3.2.23.2 На ходовом мостике судов со знаком ОМВО должна быть установлена аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС), технические характеристики которой должны отвечать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящей части Правил.

3.7
РАЗМЕЩЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СУДНЕ.
3.7.9.1 Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) должна устанавливаться в рулевой рубке так, чтобы было удобно пользоваться индикатором и органами управления аппаратуры, индикаторами РЛС, САРП, ЭКНИС, а также обеспечивалась возможность наблюдения за окружающей судно обстановкой.
3.7.9.2 Отдельные блоки, входящие в состав аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы (АИС), не требующие оперативного управления, допускается устанавливать в аппаратной или специальной выгородке вблизи рулевой рубки.
3.7.9.3 Выходные контакты реле, активируемого при обнаружении неисправностей аппаратуры АИС, должны быть подключены к устройству, обеспечивающему звуковую сигнализацию. В качестве устройства звуковой сигнализации могут быть использованы встроенный в аппаратуру АИС громкоговоритель, отдельное внешнее звуковое сигнальное устройство или расположенная на ходовом мостике система аварийно-предупредительной сигнализации.

5 ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАВИГАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ.
5.18.1 Судовая аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) класса А должна обеспечивать работу в следующих режимах:
  1. автономный режим - предназначен для использования во всех районах эксплуатации судна и обеспечивает непрерывный автоматический самоорганизующийся взаимный обмен статической и динамической (навигационной) информацией между судами, а также между судами и береговыми станциями. При работе в этом режиме должна быть обеспечена возможность перехода на другие режимы работы и обратно;
  2. назначенный режим - предназначен для использования в зоне ответственности береговых служб управления движением судов и обеспечивает передачу статической и динамической информации о судне с интервалами передачи и во временных промежутках (слотах), назначенных береговыми службами и/или по расписанию;
  3. режим опроса - предназначен для автоматической передачи статической и динамической информации, а также информации о рейсе по запросам от береговых служб или судов.
5.18.2 В аппаратуре АИС для целей опознавания должен использоваться присвоенный судну специальный идентификатор морской подвижной службы (MMSI).
5.18.3 В состав аппаратуры АИС должны входить:
  1. устройство, работающее в переключающемся режиме в системах ближней (УКВ) и дальней радиосвязи и обеспечивающее выбор частотного канала в диапазонах частот, выделенных морской подвижной службе, а также работу на выбранном канале;
  2. по крайней мере, один передатчик, два приемника, обеспечивающие работу в режиме многостанционного доступа с временным разделением (МДВР-TDMA) с использованием единой шкалы времени, и один приемник цифрового избирательного вызова (ЦИВ), настроенный на 70-й канал УКВ морской подвижной службы;
  3. средство обработки данных от системы радионавигации, которая обеспечивает разрешение до 0,0001 минуты в системе WGS-84;
  4. средство автоматического ввода данных от датчиков динамической информации;
  5. средство отображения информации (минимальный дисплей) для обеспечения ручного ввода, обновления и получения данных;
  6. средство контроля достоверности передаваемых и принимаемых данных;
  7. средство встроенного контроля работоспособности;
  8. встроенное приемное устройство глобальной навигационной спутниковой системы, обеспечивающее временную синхронизацию по Всемирному координированному времени (UTC).
5.18.4 Аппаратура АИС должна обеспечивать:
  1. передачу информации о маневрировании и координатах судна (динамическая информация) с интервалом, указанным в табл. 5.18.7.2;
  2. периодическую автоматическую передачу статической информации береговым станциям и другим судам, оборудованным аппаратурой АИС;
  3. прием и обработку информации от береговых станций и других судов;
  4. передачу с минимальной задержкой ответных сообщений на запросы, связанные с безопасностью или имеющие высокий приоритет.
     Дополнительно, в случае отказа основного источника информации о координатах судна, рекомендуется предусматривать реализацию функции автоматического переключения на получение
информации о местоположении судна от встроенного приемного устройства глобальной навигационной спутниковой системы. При этом должно быть предусмотрено формирование средством встроенного контроля работоспособности соответствующего сигнала и обеспечена постоянная индикация данных о местоположении судна на средстве отображения информации (минимальном дисплее).
5.18.5 Аппаратура АИС должна обеспечивать работу на частотах УКВ-диапазона морской подвижной службы (156,025 -162,025 МГц) с разносом частот между каналами 25 кГц и 12,5 кГц.
    По умолчанию после включения судовая аппаратура АИС должна обеспечивать работу на двух международных симплексных каналах: АИС 1 - 161,975 МГц (канал 2087), АИС 2 - 162,025 МГц (канал 2088).
    Возможность перехода аппаратуры АИС на работу на других каналах должна быть обеспечена одним из трех способов:
  1. ручным переключением;
  2. автоматическим переключением по командам от береговой станции в формате МДВР;
  3. автоматическим переключением по командам от береговой станции в формате ЦИВ.
5.18.6 Судовая аппаратура АИС должна обеспечивать передачу и прием следующей информации:
  1. статической:
    • номер ИМО, присвоенный судну;
    • позывной сигнал и название судна;
    • длина и ширина судна;
    • тип судна;
    • расположение антенны приемоиндикатора системы радионавигации («нос - корма» и «правый борт - левый борт» относительно диаметральной плоскости судна);
  2. динамической:
    • координаты судна с указанием точности и целостности измерения;
    • всемирное координированное время;
    • путевой угол (курс относительно грунта);
    • скорость относительно грунта;
    • истинный курс (гирокомпасный);
    • угловая скорость поворота судна (при наличии измерителя скорости поворота);
    • навигационный статус судна: судно в движении, на якоре, не управляется, ограниченная возможность маневрирования, у причала, на мели, траление рыбы и т.д. (обеспечивается ручным вводом);
  3. рейсовых данных:
    • осадка судна;
    • наличие опасного груза и его тип (по требованию уполномоченных властей);
    • порт назначения и предполагаемое время прихода (по усмотрению капитана). Название порта назначения должно соответствовать международному коду UN/LOCODE;
  4. сообщений о безопасности (в формате коротких сообщений, относящихся к безопасности мореплавания и содержащих важные навигационные и метеорологические предупреждения).
5.18.7 В автономном режиме работы аппаратура АИС, в зависимости от вида передаваемой информации и навигационного статуса судна, должна обеспечивать следующие интервалы
передачи информации:
  1. статическая информация:
    • каждые 6 мин;
    • по запросу;

  2. динамическая информация: в зависимости от навигационного статуса собственного судна в соответствии с табл. 5.18.7.2;
  3.  Навигационный статус судна  Интервал передач динамической информации
     Судно на якорной стоянке или на ходу со скоростью не более 3 уз.

    3 мин

     Судно на якорной стоянке или на ходу со скоростью более 3 уз.

    10 с

     Судно на ходу (0 - 14 уз.)

     10 с

     Судно на ходу (0 - 14 уз.) при изменении курса

     3,3 с

     Судно на ходу (14 - 23 уз.)

    6 с
     Судно на ходу (14 - 23 уз.) при изменении курса

    2 с

     Судно на ходу (более 23 уз.)

    2 с
     Судно на ходу (более 23 уз.) при изменении курса

    2 с


  4.  рейсовые данные:
    • каждые 6 мин;
    • при изменении рейсовых данных;
    • по запросу;
  5. сообщения о безопасности: по необходимости.
    Судовая аппаратура АИС должна обеспечивать обработку до 4500 сообщений в минуту при работе на двух каналах.
5.18.8 Должна быть обеспечена защита от несанкционированного изменения принимаемой и передаваемой информации.
5.18.9 Судовая аппаратура АИС должна быть готова к работе не позднее чем через 2 мин после включения.
5.18.10 Должна обеспечиваться автоматическая запись в энергонезависимую память аппаратуры АИС периодов времени, в течение которых она не функционировала.
5.18.11 Средство отображения информации (минимальный дисплей) аппаратуры АИС должно отвечать следующим требованиям:
  1. содержать не менее трех строк данных, на каждой из которых должно четко отображаться, как минимум, название судна, пеленг и дистанция;
  2. не должно допускаться горизонтальное размещение информации о пеленге и дистанции;
  3. отображаемая информация должна быть легко различима при всех возможных условиях освещенности в месте его установки. При необходимости должна быть предусмотрена подсветка изображения;
  4. должна обеспечиваться возможность ручного ввода рейсовых данных и сообщений о безопасности;
  5. должна быть предусмотрена возможность отображения информации тревожной сигнализации, индикации от средств встроенного контроля работоспособности аппаратуры, принятых сообщений о безопасности, а также принятых запросов от средств дальней связи.