1 комплект Электронной картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС)
*Должно быть обеспечено дублирование в соответствии с 5.15.90 - 5.15.107
**Суда, совершающие международные рейсы, должны быть оснащены электронной картографической навигационно-информационной системой в сроки, определенные в 1.1.8. На судах, к которым требования 1.1.8 не применимы, установка ЭКНИС не требуется при наличии на судне откорректированных бумажных морских навигационных карт для выполнения предварительной и исполнительной прокладок на протяжении предполагаемого рейса.
Правила по оборудованию Морских судов РМРС Часть V Навигационное оборудование
1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
1.1.8 Электронной картографической навигационно-информационной системой (ЭКНИС) должны быть оснащены следующие суда, совершающие международные рейсы:
- пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;
- наливные суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;
- грузовые суда валовой вместимостью 10000 и более (иные, чем наливные суда), построенные 1 июля 2013 г. или после этой даты;
- грузовые суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 10000 (иные, чем наливные суда), построенные 1 июля 2014 г. или после этой даты.
Суда, совершающие международные рейсы, должны быть оборудованы ЭКНИС в следующие сроки:
-
пассажирские суда валовой вместимостью 500 и более, построенные до 1 июля 2012 г., - не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 30 июня 2014 г.;
- наливные суда валовой вместимостью 3000 и более, построенные до 1 июля 2012 г., - не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2015 г.;
- грузовые суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2016 г.;
- грузовые суда валовой вместимостью 20000 и более, но менее 50000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., - не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2017 г.;
- грузовые суда валовой вместимостью 10000 и более, но менее 20000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., - не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2018 г.
3.7 РАЗМЕЩЕНИЕ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СУДНЕ
3.7.16 Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС).
Электронная картографическая навигационно-информационная система должна устанавливаться в рулевой рубке так, чтобы было удобно пользоваться индикатором и органами управления системы, индикаторами РЛС или САРП и вести наблюдения за окружающей судно обстановкой.
5 ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАВИГАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
5.15 ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
5.15.1 Настоящие эксплуатационно-технические требования должны применяться непосредственно к ЭКНИС, ЭКНИС в режиме растровой картографической навигационно-информационной системы (РКНИС), а также к средствам дублирования ЭКНИС.
5.15.2 Эксплуатационно-технические требования к ЭКНИС должны также применяться к любому оборудованию ЭКНИС (специально предусмотренному для этой цели рабочему месту, многофункциональному рабочему месту, являющемуся частью интегрированной навигационной системы), предназначенному к установке на все суда, подпадающие под требования настоящих Правил.
5.15.3 Требования к структуре и формату картографических данных, их кодированию и отображению регламентируются соответствующими стандартами Международной гидрографической организации (МГО).
5.15.4 ЭКНИС, кроме требований, изложенных в настоящей главе, должна удовлетворять применимым требованиям 5.1 части IV «Радиооборудование» и 5.1 настоящей части, а также положениям Правил по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты (см. приложение).
5.15.5 Электронная картографическая навигационно-информационная система должна отображать всю картографическую информацию системной электронной навигационной карты (СЭНК), выпущенной уполномоченными гидрографическими службами.
5.15.6 ЭКНИС должна обеспечивать возможность выполнения простой и надежной корректуры электронных навигационных карт.
5.15.7 ЭКНИС должна обеспечивать выполнение удобным и быстрым способом всех действий, необходимых для осуществления предварительной и исполнительной прокладок, при этом местоположение собственного судна должно отображаться непрерывно.
5.15.8 Для содействия в выполнении исполнительной прокладки средство отображения ЭКНИС может быть также использовано для отображения радиолокационной информации, включая данные радиолокационного сопровождения целей, информации от аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы и других соответствующих слоев данных.
5.15.9 ЭКНИС должна иметь по крайней мере такую же надежность представления навигационной информации, как и бумажные навигационные карты, выпущенные уполномоченными гидрографическими службами.
5.15.10 В ЭКНИС должна быть предусмотрена соответствующая аварийная сигнализация или индикация, относящаяся к отображаемой навигационной информации или неисправностям оборудования.
5.15.11 ЭКНИС может быть использована в режиме отображения растровых навигационных карт. При этом должны быть выполнены требования, изложенные в 5.15.108.
5.15.12 Картографическая информация, подлежащая использованию в ЭКНИС, должна быть последнего издания, обновлена официальной корректурой, и издана правительством или, по его поручению, гидрографической службой, или иным соответствующим государственным органом, и должна отвечать стандартам МГО.
5.15.13 Содержание СЭНК должно соответствовать навигационной карте с обновленной корректурой для предстоящего рейса.
5.15.14 Должна быть исключена возможность изменения содержания информации электронной навигационной карты (ЭНК) или СЭНК, трансформированной из ЭНК.
5.15.15 Корректура должна храниться отдельно от ЭНК.
5.15.16 ЭКНИС должна обеспечивать прием официальной корректуры к данным ЭНК, предусмотренной в соответствии со стандартами МГО. Эта корректура должна быть автоматически введена в СЭНК. Независимо от способа получения корректуры процесс ее ввода не должен оказывать влияния на отображение используемой карты.
5.15.17 ЭКНИС должна обеспечивать возможность введения корректуры к данным ЭНК вручную с простыми средствами проверки этой корректуры перед ее окончательным применением к данным. Ручная корректура при ее отображении должна отличаться от информации ЭНК и официальной корректуры и не должна влиять на четкость изображения.
5.15.18 ЭКНИС должна обеспечивать хранение и, по требованию, отображать корректурные данные (архив корректуры) с указанием времени их введения в СЭНК. Эти корректурные данные должны включать корректуру к каждой ЭНК до тех пор, пока ЭНК не будет заменена новым изданием.
5.15.19 ЭКНИС должна обеспечивать вывод на средство отображения корректурных данных, предоставлять возможность судоводителю проверить их содержание и удостовериться в том, что корректура введена в СЭНК.
5.15.20 ЭКНИС должна обеспечивать прием как некодированных ЭНК, так и кодированных ЭНК в соответствии с системой защиты данных МГО.
5.15.21 ЭКНИС должна обеспечивать прием и преобразование ЭНК с корректурой в СЭНК, а также отображение всей информации СЭНК. ЭКНИС может также обеспечивать прием СЭНК, полученной в соответствии с требованиями МГО в результате преобразования ЭНК в СЭНК на берегу.
5.15.22 Информация СЭНК, отображаемая в процессе выполнения предварительной и исполнительной прокладок, должна быть подразделена на следующие три категории:
- базовое отображение;
-
стандартное отображение;
-
дополнительная информация.
5.15.22.1 На средстве отображения ЭКНИС должна быть постоянно представлена следующая картографическая информация базового отображения:
- береговая линия (при полной воде);
- опасная изобата, выбранная судоводителем для собственного судна;
- отдельно лежащие подводные опасности с глубинами менее, чем выбранная судоводителем для собственного судна опасная изобата, которые находятся внутри площади безопасных глубин, ограниченных опасной изобатой;
- отдельно лежащие надводные опасности, которые находятся внутри площади безопасных глубин, ограниченных опасной изобатой, такие как стационарные установки, воздушные линии связи и электропередач, и т.п.;
- цифровой и линейный масштабы и направление на север, указанное стрелкой;
- единицы измерения глубин и высот;
- режим отображения.
5.15.22.2 При первичном вызове карты на средстве отображения ЭКНИС должно отображаться следующее стандартное отображение:
- базовое отображение;
- линия осушки;
- буи, вехи, другие средства навигационного оборудования морей и стационарные установки;
- границы фарватеров, каналов и т.д.;
- визуальные и радиолокационные приметные объекты;
- районы, запрещенные для плавания, и районы ограниченного плавания;
- границы масштаба карты;
- предупреждения, помещенные на карте;
- системы разделения движения судов и маршруты паромов;
- архипелажные морские коридоры.
5.15.22.3 По запросу судоводителя на средство отображения ЭКНИС может быть вызвана вся дополнительная информация, включающая в себя:
- отметки отдельных глубин;
- положение подводных кабелей и трубопроводов;
- характеристики всех отдельно лежащих навигационных опасностей;
- характеристики средств навигационного оборудования морей;
- содержание предупреждений мореплавателям;
- дату издания ЭНК;
- номер последней корректуры карты;
- магнитное склонение;
- картографическую сетку;
- названия объектов.
5.15.23 ЭКНИС должна представлять стандартное отображение в любой момент времени в результате одного действия судоводителя.
5.15.24 Если ЭКНИС включается сразу после выключения или после внезапного исчезновения электрического питания, она должна возвращаться к самому последнему выбранному вручную режиму отображения информации.
5.15.25 Нанесение дополнительной информации и ее удаление должны выполняться простым способом. Должна быть исключена возможность удаления информации, содержащейся в базовом отображении.
5.15.26 Для любой выбранной судоводителем географической точки (например, указанием курсора) ЭКНИС должна, по требованию, отобразить информацию о нанесенных на карту объектах, связанных с этой точкой.
5.15.27 Должна обеспечиваться возможность соответствующего ступенчатого изменения масштаба отображения: при помощи изменения масштаба карты, или путем изменения шкалы дальности в милях.
5.15.28 Должна быть предусмотрена возможность выбора судоводителем из изобат, входящих в СЭНК, опасной изобаты. На средстве отображения ЭКНИС выбранная опасная изобата должна выделяться из других изобат, однако:
- если судоводитель не выбирает опасную изобату, то она, по умолчанию, должна устанавливаться в 30 м. Если выбранная судоводителем опасная изобата или устанавливаемая по умолчанию изобата в 30 м отсутствуют в базе данных СЭНК, то отображаемой опасной изобатой, по умолчанию, должна быть ближайшая более глубокая изобата;
- если используемая опасная изобата становится недоступной из-за изменения источника данных, то опасная изобата, по умолчанию, должна устанавливаться до ближайшей более глубокой изобаты;
- в любом из вышеуказанных случаев должна обеспечиваться индикация опасной изобаты.
5.15.29 Должна быть предусмотрена возможность выбора судоводителем опасной глубины. ЭКНИС должна выделять глубины, равные и меньшие, чем выбранная опасная глубина, независимо от того, какие точечные глубины выбраны для отображения.
5.15.30 ЭНК и вся корректура к ней должны отображаться без какого-либо искажения содержащейся в них информации.
5.15.31 В ЭКНИС должны быть предусмотрены средства проверки правильности загрузки в базу СЭНК данных ЭНК и всей корректуры к ним.
5.15.32 Данные ЭНК и корректура к ним должны четко отличаться от следующей отображаемой информации:
- собственного судна:
пройденного пути с отметками времени по основному маршруту;
пройденного пути с отметками времени по запасному маршруту;
- вектора путевой скорости (относительно грунта);
- подвижного маркера дальности и/или электронного визира;
- курсора;
- события:
счислимого местоположения с отметкой времени;
расчетного местоположения с отметкой времени;
- обсервованного местоположения с отметкой времени;
- линии положения с отметкой времени;
- смещенной линии положения с отметкой времени:
предвычисленного вектора скорости течения или приливно-отливного течения с указанием значения скорости и времени;
измеренного вектора скорости течения или приливно-отливного течения с указанием значения и времени;
- опасности, на которую следует обратить особое внимание (выделенной опасности);
- безопасной линии (линии зоны, свободной от навигационных опасностей);
- планируемой линии пути и скорости;
- путевой точки;
- расстояния по линии планируемого пути;
- путевой точки с отметками планируемых даты и времени прибытия;
- дуги окружности (сектор) дальности видимости огней для определенной высоты глаз судоводителя;
- местоположения и времени перекладки руля для выполнения поворота.
5.15.33 ЭКНИС должна обеспечивать индикацию в том случае, если:
- информация отображается в более крупном масштабе, чем масштаб, содержащийся в ЭНК;
- местоположение собственного судна перекрывается ЭНК более крупного масштаба, чем текущий масштаб отображения.
5.15.34 При отображении картографической информации допускается наложение информации радиолокационной станции и/или информации аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы, отвечающих соответствующим требованиям настоящей части Правил. Другая навигационная информация также может быть дополнена в средство отображения ЭКНИС. Однако эта дополнительная информация не должна искажать информационное содержание СЭНК и должна быть четко отличима от нее.
5.15.35 Должна быть обеспечена возможность удаления информации РЛС, АИС и другой навигационной информации однократным действием судоводителя.
5.15.36 Информация ЭКНИС и дополнительная навигационная информация должны отображаться в одной и той же системе координат. В противном случае должна быть предусмотрена соответствующая индикация.
5.15.37 Преобразованная радиолокационная информация может включать в себя радиолокационное изображение и/или информацию о сопровождаемых целях.
5.15.38 В случае, если радиолокационное изображение дополняется к отображению ЭКНИС, радиолокационное изображение и картографическая информация должны иметь одинаковые масштабы, картографические проекции и ориентацию.
5.15.39 Радиолокационное изображение и местоположение, полученное от средств определения координат, должны автоматически совмещаться с местом, с которого осуществляется управление судном, за счет учета поправок на расположение антенн.
5.15.40 Должна быть всегда обеспечена возможность отображения СЭНК с ориентацией «по меридиану» («север»). Допускаются и другие ориентации картографического изображения (например, «по курсу»). В случае, если отображаются другие ориентации картографического изображения, смена ориентации должна осуществляться ступенчато с большим интервалом, позволяющим избежать размытости изображения картографической информации.
5.15.41 ЭКНИС должна обеспечивать режим истинного движения (отметка судна движется относительно неподвижной карты). Допускается использование других режимов движения.
5.15.42 При использовании режима истинного движения переход на отображение и подготовка отображения следующего района карты должны выполняться автоматически при подходе отметки судна к заданному судоводителем расстоянию от границы средства отображения ЭКНИС.
5.15.43 Должна быть обеспечена возможность ручного изменения границ отображаемого района, охватываемого картой, и местоположения собственного судна по отношению к границам средства отображения ЭКНИС.
5.15.44 В случае, если район, охватываемый средством отображения ЭКНИС, включает акватории, для которых нет ЭНК в соответствующем для судовождения масштабе, то районы, представляющие эти акватории, должны иметь указание судоводителю, отсылающее его к бумажной навигационной карте или к работе в режиме отображения растровой картографической информации.
5.15.45 Для отображения картографической информации СЭНК должны использоваться цвета и условные знаки, рекомендуемые МГО.
5.15.46 Цвета и условные знаки, иные чем указаны в 5.15.45, должны отвечать применимым требованиям 5.2.
5.15.47 При отображении картографической информации СЭНК в масштабе оригинала ЭНК должны использоваться установленные размеры условных знаков, цифр и букв, рекомендуемые МГО.
5.15.48 В ЭКНИС должна быть предусмотрена возможность выбора судоводителем изображения собственного судна в масштабе используемой карты или в виде условного знака.
5.15.49 ЭКНИС должна обеспечивать отображение информации, необходимой для:
- выполнения предварительной прокладки и решения дополнительных навигационных задач;
- выполнения исполнительной прокладки.
5.15.50 Эффективный размер отображаемой карты для выполнения исполнительной прокладки должен быть, по крайней мере, 270 х 270 мм.
5.15.51 Цветность и разрешающая способность средства отображения картографической информации должны отвечать рекомендациям МГО.
5.15.52 В ЭКНИС должна быть обеспечена возможность четкой и ясной видимости отображаемой информации более, чем одним судоводителем в дневное и ночное время в условиях обычного освещения на ходовом мостике.
5.15.53 В случае, если отдельные категории информации, включенные в стандартное отображение, удалены судоводителем, предупреждение (индикация) об этом должно постоянно отображаться. Должна быть предусмотрена возможность восстановления информации, удаленной из стандартного отображения. Перечень категорий информации, удаленных из стандартного отображения, должен представляться по запросу судоводителя.
5.15.54 Должна быть обеспечена возможность выполнения предварительной и исполнительной прокладок простым и надежным способом.
5.15.55 В ЭКНИС для всех сигналов аварийной сигнализации или индикации о пересечении судном опасной изобаты и входе в запрещенный для плавания район, а также для сигналов аварийной сигнализации и индикации, указанных в табл. 5.15.84, должны использоваться картографические данные СЭНК наиболее крупного масштаба из всех имеющихся для данного района.
5.15.56 Должна быть обеспечена возможность выполнения предварительной прокладки, включая графику и прямолинейных, и криволинейных участков маршрута.
5.15.57 Должна быть обеспечена возможность внесения изменений в предварительную прокладку в буквенно-цифровой и графической форме, включая:
- дополнение путевых точек;
- исключение путевых точек;
- изменение положения путевой точки.
5.15.58 Должна быть обеспечена возможность выполнения предварительной прокладки по одному или более запасному маршруту в дополнение к основному. Основной маршрут должен четко отличаться от других маршрутов.
5.15.59 Должна быть обеспечена индикация того, что судоводитель проложил маршрут через опасную изобату судна.
5.15.60 Должна быть обеспечена индикация того, что судоводитель проложил маршрут на расстоянии, меньшем, чем установленная им дистанция от границ запрещенного для плавания района или от границ географического района, для которого существуют особые условия. Индикация должна также обеспечиваться в том случае, если судоводитель проложил курс ближе, чем установленная им дистанция от точечного объекта, такого как стационарное или плавучее средство навигационного ограждения или изолированной опасности.
Районами с особыми условиями плавания считаются:
- зоны разделения движения судов;
-
зоны прибрежного плавания;
-
ограниченные для плавания районы;
-
районы с действующими предупреждениями;
-
районы морских нефтяных промыслов и газодобычи;
-
районы, которых следует избегать;
-
районы, которых следует избегать по решению судоводителя;
-
районы военных учений;
-
районы гидроаэродромов;
-
районы прохождения подводных лодок;
-
районы якорных стоянок;
-
фермы по разведению морских животных и растительных культур;
-
особо уязвимые морские районы.
5.15.61 При выполнении предварительной прокладки должна быть обеспечена возможность выбора судоводителем предельно допустимого отклонения от заданного маршрута, при котором автоматически включается сигнал аварийной сигнализации.
5.15.62 При выполнении исполнительной прокладки выбранный маршрут перехода и местоположение своего судна должны всегда отображаться на средстве отображения картографической информации, если его площадь перекрывает район плавания судна.
5.15.63 При выполнении исполнительной прокладки должна быть обеспечена возможность отображения районов, не охватывающих местоположение судна (например, для просмотра районов, лежащих впереди по курсу, для уточнения предварительной прокладки). Если указанная операция производится на том же средстве отображения, которое используется для выполнения исполнительной прокладки, то функции автоматического выполнения исполнительной прокладки
(например, выработка текущих координат местоположения, а также сигналов аварийной сигнализации и индикации) не должны прерываться. Должна быть предусмотрена возможность немедленного возврата к отображению района, в котором находится собственное судно, что должно быть выполнено однократным действием судоводителя.
5.15.64 ЭКНИС должна обеспечивать подачу сигнала аварийно-предупредительной сигнализации в том случае, если в пределах установленного судоводителем времени собственное судно пересечет опасную изобату.
5.15.65 ЭКНИС должна обеспечивать подачу сигнала аварийно-предупредительной сигнализации или индикацию, по выбору судоводителя, в том случае, если в пределах установленного им времени собственное судно пересечет границы района, запрещенного для плавания, или границы географического района, для которого существуют особые условия плавания.
5.15.66 Должна быть обеспечена подача сигнала аварийно-предупредительной сигнализации в том случае, если отклонение судна от линии заданного пути превысит предел, установленный судоводителем.
5.15.67 Должна обеспечиваться индикация того, что, продолжая следовать настоящим курсом и скоростью, собственное судно за указанные судоводителем время и дистанцию пройдет на расстоянии, меньшем, чем установленная им дистанция, до средства навигационного ограждения или до опасности (например, препятствие: затонувшее судно, скала и т. п.), глубина воды над которой меньше безопасной изобаты.
5.15.68 Местоположение судна должно отображаться по данным непрерывных обсерваций по системе определения местоположения, точность которой обеспечивает выполнение требований к безопасному судоходству. Если имеется возможность, то должна быть предусмотрена другая, независимая от первой, система получения обсерваций. Предпочтительно, чтобы эти системы были различные. В таких случаях ЭКНИС должна автоматически определять расхождения в информации, получаемой от обеих систем.
5.15.69 В ЭКНИС должна быть обеспечена подача сигнала аварийно-предупредительной сигнализации в том случае, если на ее входе отсутствуют сигналы от средств определения местоположения, курса или скорости. ЭКНИС должна также повторять, но только в режиме индикации, все сигналы аварийной сигнализации или индикацию от средств определения местоположения, курса и скорости.
5.15.70 В ЭКНИС должна быть предусмотрена подача сигнала аварийно-предупредительной сигнализации при достижении судном заданной судоводителем точки на запланированном маршруте, по времени или расстоянию.
5.15.71 Система определения местоположения и СЭНК должны использовать одну и ту же систему геодезических координат. В противном случае ЭКНИС должна подавать сигнал аварийно-предупредительной сигнализации.
5.15.72 Должна быть предусмотрена возможность одновременного отображения на средстве отображения картографической информации основного и запасных маршрутов перехода. Основной маршрут должен четко отличаться от других маршрутов. В течение рейса судоводитель должен иметь возможность внесения изменений в основной маршрут или замены его на запасной.
5.15.73 Должна быть обеспечена возможность отображения:
- временных отметок на пройденном маршруте судна, устанавливаемых вручную или автоматически с интервалом от 1 до 120 мин;
- достаточного количества точек, подвижных электронных линий пеленгов, подвижных и фиксированных отметок дальности и других условных знаков, требуемых для судовождения и указанных в 5.15.32.
5.15.74 Должна быть предусмотрена возможность ввода в ЭКНИС географических координат любой точки и отображения этой точки по запросу. По запросу должна также быть обеспечена возможность выбора и считывания географических координат любой точки (характерный признак, условное обозначение или точка), отображаемой на средстве отображения ЭКНИС.
5.15.75 Должна быть предусмотрена возможность корректировки местоположения судна на средстве отображения информации вручную. Эта ручная корректировка координат в буквенно-цифровой форме должна высвечиваться на средстве отображения информации и сохраняться до тех пор, пока координаты не будут изменены судоводителем и автоматически введены в память.
5.15.76 В ЭКНИС должна обеспечиваться возможность ввода и прокладки вручную полученных линий положения пеленгов и дистанций и соответствующего расчета координат судна. Должна быть обеспечена возможность использования полученных координат в качестве точки начала счисления.
5.15.77 При выполнении исполнительной прокладки должна обеспечиваться индикация расхождений в координатах, полученных от систем непрерывного определения местоположения и в результате ручных обсерваций.
5.15.78 В ЭКНИС должна быть предусмотрена возможность сохранения, с целью после- дующего воспроизведения, определенного минимального объема информации, достаточного для восстановления пройденного пути и проверки официальной базы картографических данных, используемых в течение предыдущих 12 ч. За этот период времени с интервалом в 1 мин должны документироваться следующие данные:
- время, координаты, курс и скорость собственного судна;
- источник ЭНК, на которых выполнялась прокладка, наименование издателя, номер и дата издания, отображавшиеся на средстве отображения информации фрагменты карты (ячейки), перечень корректуры.
Кроме того, в течение всего рейса должен регистрироваться маршрут судна с относящимися к нему моментами времени с интервалом, не превышающим 4 ч. Должна быть исключена возможность внесения изменений в записанную информацию.
5.15.79 В ЭКНИС должна быть предусмотрена защита регистрируемых данных за предыдущие 12 ч и информации о маршруте судна за весь рейс.
5.15.80 Точность всех расчетов, выполняемых в ЭКНИС, должна соответствовать точности СЭНК и не должна зависеть от характеристик устройств, данные от которых вводятся в ЭКНИС.
5.15.81 Точность пеленгов и дистанций, отображаемых на средстве отображения информации или измеренных между объектами на средстве отображения информации, должна быть не менее разрешающей способности средства отображения.
5.15.82 ЭКНИС должна выполнять и отображать результаты, по крайней мере, следующих расчетов:
- истинного пеленга и дистанции между двумя географическими координатами;
- географических координат точки по ее дистанции/азимуту от точки с известными координатами;
- геодезических расчетов, таких как расстояние на сфероиде, локсодромия и дуга большого круга.
5.15.83 В ЭКНИС должны быть предусмотрены средства для автоматической или ручной проверки на судне главных функций системы. В случае обнаружения неисправности должна отображаться соответствующая индикация с информацией о блоке (модуле), вышедшем из строя.
5.15.84 В ЭКНИС должна быть предусмотрена соответствующая аварийно-предупредительная сигнализация или индикация.
5.15.85 ЭКНИС не должна ухудшать работоспособность любого оборудования, используемого в качестве датчиков входной информации. Сопряжение ЭКНИС с любым другим дополнительным оборудованием (помимо датчиков) не должно также ухудшать работоспособность ЭКНИС.
5.15.86 ЭКНИС должна быть подключена к судовой системе местоопределения, гирокомпасу и устройству определения скорости и пройденного расстояния (лагу). На судах, не оборудованных гирокомпасом, ЭКНИС должна быть подключена к устройству дистанционной передачи курса.
5.15.87 ЭКНИС может служить средством представления информации СЭНК для другого внешнего оборудования.
5.15.88 Электрическое питание ЭКНИС и всего сопряженного с системой оборудования должно обеспечиваться электрической энергией от основного и от аварийного источников электрической энергии.
5.15.89 Переход с одного источника электрической энергии на другой или перерыв в электрическом питании на время, не превышающее 45 с, не должны требовать ручного перезапуска системы.
5.15.90 Должны быть предусмотрены соответствующие дублирующие средства, обеспечивающие навигационную безопасность плавания судна в случае выхода из строя ЭКНИС. Такие средства должны:
- взять на себя выполнение функций ЭКНИС для того, чтобы при выходе системы из строя ситуация не переросла в критическую;
- после выхода из строя ЭКНИС обеспечить своевременный переход на дублирующую систему без потери картографической информации и обеспечить навигационную безопасность плавания судна на весь оставшийся участок рейса.
5.15.91 Средство дублирования должно в графической (картографической) форме отображать соответствующую информацию о гидрографической и географической обстановке, необходимой для навигационной безопасности плавания.
5.15.92 Средство дублирования должно обеспечивать возможность выполнения предварительной прокладки, включая следующие функции:
- перенос предварительной прокладки, первоначально выполненной на ЭКНИС;
- внесение в предварительную прокладку поправок вручную или перенос ее с устройства прокладки.
5.15.93 Средство дублирования должно обеспечивать взятие на себя функции выполнения исполнительной прокладки, первоначально выполнявшейся на ЭКНИС, обеспечивая, по крайней мере, следующие функции:
- прокладку на карте местоположения собственного судна автоматически или вручную;
- снятие с карты курсов, расстояний и пеленгов;
- отображение планируемого пути;
- отображение на линии пути отметок времени;
- нанесение на карту необходимого числа точек, линий пеленгов, маркеров расстояний и т.п.
5.15.94 Если средство дублирования является электронным устройством, то на собственном средстве отображения картографической информации должно обеспечиваться представление информации, которая, по крайней мере, эквивалентна той, которая должна отображаться на стандартном средстве отображения ЭКНИС.
5.15.95 Картографическая информация, подлежащая использованию в дублирующем средстве, должна быть последнего издания, обновлена официальной корректурой, издана правительством или, по его поручению, гидрографической службой или иным соответствующим государственным органом и должна отвечать стандартам МГО.
Должна быть исключена возможность изменения содержания ЭНК.
Должны быть указаны источник издания карты или картографических данных, а также дата выпуска.
5.15.96 Картографическая информация, отображаемая средством дублирования ЭКНИС, должна быть с обновленной корректурой для предстоящего рейса.
5.15.97 Если в составе средства дублирования ЭКНИС используется электронное средство отображения, оно должно обеспечивать индикацию в том случае, если:
- информация отображается в более крупном масштабе, чем масштаб, который содержится в базе данных;
- местоположение собственного судна перекрывается картой более крупного масштаба, чем используемый масштаб отображения.
5.15.98 Если изображение на электронном средстве отображения дублирующей системы ЭКНИС дополняется радиолокационной и другой навигационной информацией, то должны выполняться все соответствующие эксплуатационно-технические требования настоящей главы. Если используется электронное средство дублирования ЭКНИС, то режим отображения и отображение следующей экранной области должны соответствовать требованиям 5.15.40 - 5.15.44.
5.15.99 Средство дублирования ЭКНИС должно обеспечивать запись маршрута следования собственного судна, включая позиции местоположения судна и соответствующие отметки времени.
5.15.100 Средство дублирования ЭКНИС должно обеспечивать надежную работу при тех же условиях окружающей среды, что и основная система.
5.15.101 Точность всех расчетов должна соответствовать требованиям 5.15.80 - 5.15.82.
5.15.102 Электронное средство дублирования ЭКНИС должно обеспечивать соответствующую аварийно-предупредительную сигнализацию или индикацию при обнаружении неисправности средства дублирования.
5.15.103 Электронное средство дублирования ЭКНИС должно быть спроектировано в соответствии с эргономическими принципами, относящимися к ЭКНИС.
5.15.104 В электронном средстве дублирования ЭКНИС для отображения картографической информации должны использоваться цвета и условные знаки, рекомендуемые МГО, при этом эффективный размер отображаемой карты не должен быть менее 2506250 мм или диаметром не
менее 250 мм.
5.15.105 Электрическое питание средства дублирования ЭКНИС должно быть независимым от основной системы.
5.15.106 Электронное средство дублирования ЭКНИС должно сопрягаться с системами, обеспечивающими возможность непрерывного определения местоположения судна, и не создавать помех и искажений для работы другого сопряженного оборудования.
5.15.107 Если в качестве элемента дублирования используется наложение на определенные части картографической информации радиолокационного изображения, радиолокационная станция должна отвечать требованиям 5.7.
5.15.108 В случае, если ЭКНИС используется для отображения растровых навигационных карт (режим растровой картографической навигационно-информационной системы -РКНИС), должны быть выполнены эксплуатационно-технические требования настоящей главы, за исключением 5.15.20, 5.15.22, 5.15.26- 5.15.29, 5.15.47, 5.15.51, 5.15.53, 5.15.55, 5.15.59, 5.15.60, 5.15.64, 5.15.65 и 5.15.67.
5.15.108.1 При работе в режиме РКНИС соответствующий комплект откорректированных бумажных навигационных карт должен быть на судне и доступен судоводителю. Этот комплект карт должен быть в масштабе, отражающем в достаточной степени особенности топографии, глубины, навигационные опасности, средства навигационного ограждения, нанесенные на карту маршруты, установленные пути движения судов для того, чтобы представить судоводителю информацию об общей навигационной обстановке. Соответствующий комплект бумажных навигационных карт должен обеспечивать возможность просмотра районов, лежащих впереди по курсу судна.
5.15.108.2 Растровые навигационные карты (РНК), подлежащие использованию в РКНИС, должны быть последнего издания, изданы правительством или, по его поручению, гидрографической службой или иным соответствующим государственным органом и должны отвечать стандартам МГО. РНК, которые составлены на основе систем координат, иных, чем Всемирная геодезическая система координат 1984 г. (WGS-84) или Параметры Земли 1990 г. (ПЗ-90) - (Earth's Parameters–90 (РЕ-90)), должны содержать дополнительные данные, обеспечивающие внесение поправок в координаты обсервованных местоположений для их правильного совмещения с данными СРНК.
5.15.108.3 Содержание СРНК должно быть откорректированным для участков планируемого перехода, не охваченных ЭНК.
5.15.108.4 Должна быть исключена возможность изменения содержания РНК.
5.15.108.5 РКНИС должна обеспечивать отображение всей картографической информации СРНК.
5.15.108.6 Информация СРНК, отображаемая в процессе предварительной и исполнительной прокладок, должна подразделяться на две категории:
- стандартное отображение РКНИС, состоящее из РНК и ее корректуры, включая информацию о масштабе карты, масштабе ее отображения, системе геодезических координат, единице измерения глубин и высот;
- любую другую информацию, такую как примечания судоводителя.
5.15.108.7 Нанесение или удаление дополнительной информации к данным РНК (такой, как примечания судоводителя, примечания к отображению РКС) должно выполняться простым способом. Должна быть исключена возможность удаления какой-либо информации с РНК.
5.15.108.8 Индикация того, что ЭКНИС работает в режиме РКНИС, должна быть постоянной
5.15.108.9 Должна быть обеспечена возможность ориентации изображения СРНК как обычной карты - «на север». Допускаются также и другие ориентации.
5.15.108.10 Для отображения информации СРНК должны использоваться цвета и условные знаки, рекомендованные МГО.
5.15.108.11 РКНИС должна иметь возможность простого и быстрого отображения примечаний карты, расположенных за пределами отображаемого района карты.
5.15.108.12 Судоводитель должен иметь возможность введения точек, линий и районов, которые приводят к срабатыванию сигнала аварийно-предупредительной сигнализации. Отображение этих объектов не должно ухудшать информацию СРНК и должно четко выделяться на фоне данных
СРНК.
5.15.108.13 При выполнении исполнительной прокладки должна быть обеспечена возможность отображения районов, не охватывающих местоположение судна (например, для просмотра районов, лежащих впереди по курсу, для уточнения предварительной прокладки). Если указанная операция производится на том же средстве отображения, которое используется для выполнения исполнительной прокладки, то функции автоматического выполнения исполнительной прокладки, немедленного возврата к отображению района, в котором находится собственное судно, что должно быть выполнено однократным действием судоводителя.
5.15.108.14 РКНИС должна обеспечивать воспроизведение только тех обсервованных координат, которые представлены в геодезических системах координат WGS-84 или РЕ-90 (ПЗ-90). Должна обеспечиваться подача предупредительного сигнала, если координаты не представлены в одной из этих систем. Должна быть обеспечена постоянная индикация, если отображаемая РНК не представлена в системах координат WGS-84 или РЕ-90 (ПЗ-90).
5.15.108.15 РКНИС должна обеспечивать возможность судоводителю вручную согласовывать СРНК с данными о местоположении собственного судна.
5.15.108.16 Должна обеспечиваться подача аварийно-предупредительного сигнала при подходе собственного судна к заданной точке, линии или к границе выделенного судоводителем района (за установленное время или на определенное расстояние).
5.15.108.17 РКНИС должна обеспечивать преобразование геодезической системы координат используемой карты в геодезическую систему координат WGS-84 и обратно.
5.15.108.18 В РКНИС должна быть предусмотрена соответствующая аварийно-предупредительная сигнализация или индикация.