РУС

Системы безопасности

19.08.2021

Когда на судне пожар или затопление, системы безопасности помогут обнаружить это в самый короткий срок, предупредить команду и пассажиров и, насколько возможно, ограничить причиненный ущерб. Задача всех этих действий – удержать судно в таком состоянии, чтобы оно было на плаву и оставалось безопасным для пребывания команды и пассажиров.

Системы безопасности могут быть:

   1. Противопожарные, связанные с предотвращением, обнаружением, оповещением о пожаре, изолированием в пространстве (инкапсуляцией) и тушением пожара.

   2. Системы безопасности для экипажа и пассажиров, связанные с оповещением людей в случае пожара, или общей тревоги и безопасной эвакуации.

   3. Разделение судна на отсеки водонепроницаемыми дверями, а также герметизация наружных отверстий и проемов в корпусе.

   4. Корабль как собственная спасательная шлюпка. 

  Введение

Когда одна из зон судна охвачена пожаром, или затоплен один из водонепроницаемых отсеков, все системы безопасности должны продолжать работать во всех других отсеках. Это значит, что кабеля должны быть проложены должным образом, и для этих систем должны быть использованы огнестойкие кабеля и распределительные коробки, которые должны продолжать работать при пожаре или затоплении.

Особое внимание должно уделяться прокладке кабелей системы обнаружения огня. Когда они проходят из одной зоны в другую или из одного машинного отделения в другое, кабеля должны быть разделены. Таким образом, система обнаружения продолжает контролировать все пока не поврежденные зоны судна.

Система оповещения, по которой передаётся информация для экипажа и пассажиров, а также сообщение о шлюпочной тревоге или пожарной тревоге, должна иметь продублированные усилители и продублированные огнестойкие кабельные прокладки. Распределительные коробки для отдельных громкоговорителей тоже должны быть огнестойкими, с предохранителями в цепи каждого динамика. Питание для противопожарных и управляющих систем не должно зависеть от аварии в примыкающей зоне. Поэтому особое внимание надо уделять прокладке кабелей, и частично огнестойким кабелям.

Системы безопасности

Пожар в контейнере на контейнеровозе

Системы безопасности

Тренировочный сбор

Системы безопасности

Пожарный щит. Гидрант и шланг в ящике

    1. Системы пожарной безопасности

   1.1. Системы обнаружения пламени и тревожной сигнализации

Система детекторов состоит из детекторов тепла в камбузе и прачечной, дыма и тепла в каютах и общественных местах, дыма, тепла и пламени в машинном отделении. Большинство систем на крупных судах адресуемые, так что «пожар» (сработавший датчик) сразу привязан к каюте или ограниченному пространству, а не к полному набору, включающему всю пожарную зону с большим количеством помещений и детекторов. Это облегчает борьбу с огнем.

   1.2.  Противопожарные двери и противопожарные заслонки

Противопожарные двери и противопожарные заслонки (клапаны) управляются автоматически системой обнаружения огня или плавящимся от тепла предохранителем внутри заслонки. Противопожарные двери отделяют зону огня, перекрывая коридоры. Обычно это происходит путем отключения электромагнита, который при подаче тока держит дверь открытой. Противопожарные заслонки действуют точно так же, перекрывая каналы кондиционирования воздуха в жилой зоне и вентиляционные каналы приточного и вытяжного воздуха машинного отделения. В дополнение к магниту, в больших заслонках установлены плавкие предохранители, автоматически закрывающие противопожарную заслонку в случае высокой температуры.

   1.3.  Системы водяного орошения (заливания)

Системы орошения используют морскую воду для заливания машинных палуб на паромах. В основном используются сухие открытые системы. При обнаружении огня на палубе для машин экипаж вручную включает насосы орошения. Насосы подают морскую воду под высоким давлением на охваченную огнем площадь машинной палубы.

   1.4.  Локальная борьба с огнем

Это дополнительные системы тушения огня на двигателе. В дополнение к датчикам общей системы обнаружения огня над главными и дополнительными двигателями, локально установлены двойные детекторы. Они обеспечивают выключение конкретного двигателя и тушение огня на нем.

Все двигатели имеют свои индивидуальные системы, поэтому огонь на одном двигателе не приведет к выключению других. Для таких локальных систем тушения обычно используют «водяной туман» или «ультратуман».

   1.5.  Системы «ультратуман»

Эти системы используют пресную воду под высоким давлением, которая, проходя через сопла, образует водяной туман. Такая водяная взвесь будет охлаждать огонь и гасить его, удаляя воздух (заменяя его паром). Такие системы используются в жилых отсеках, где иногда установлены и системы распылителей.

Если система «ультратуман» вырабатывает всю пресную воду, она переключается на морскую, но при этом гораздо больше повреждается интерьер.

   1.6. Пожарные насосы

На судне стоят несколько пожарных насосов, качающих забортную воду. Все они подсоединены к главной пожарной линии, с гидрантами для шлангов, расположенными так, что можно достать до любого места на судне.

   1.7. Углекислый газ

Подача углекислого газа (СО2) или другого газа, используемого в системе тушения огня в машинном отделении, грузовых трюмах или вытяжках камбуза, всегда включается вручную. Когда ящик подачи газа открыт, внутри соответствующих отсеков включается звуковой и визуальный сигнал тревоги, чтобы предупредить людей.

Система оповещения должна иметь две отдельных, контролируемых цепи питания.

    2. Система безопасности для экипажа и пассажиров

- общая система безопасности, предупреждающая экипаж и пассажиров, направляя их к местам общего сбора (muster stations);
- система громкой связи, с той же целью;
- маркировка путей эвакуации, совместно с аварийным освещением;
- низкорасположенное освещение (на малой высоте от пола), обозначающее путь эвакуации в случае задымления.

    3. Правила техники безопасности также касаются:

- водонепроницаемых дверей в водонепроницаемых переборках;

- кормовых и боковых дверей (аппарелей) в обшивке корпуса;

- носовых дверей (аппарелей, визоров) в корпусе;

- разделяющих дверей в отсеках автомобильной палубы на паромах, чтобы избежать накопления большого количества воды на одном борту, что может дестабилизировать судно и привести к его перевороту.

Системы безопасности

Испытания системы дренчерного оросителя на автомобильной палубе парома Ro-Ro

    4. Корабль как своя собственная спасательная лодка

В открытом море самый большой плавающий объект – это само судно. Для безопасности людей на борту, главная задача – удержать судно на плаву с работающими жизненно важными системами. Следующая главная задача – вернуться в порт.

До тех пор пока огонь или вода не преодолели «порог живучести» судна (casualty threshold), определенные судовые системы должны продолжать работать:

- в машинах и механизмах: ход, рулевое управление, подача топлива, поддержка безопасной зоны;

- в системе безопасности: связь, пожарные и трюмные насосы, системы пожарной безопасности и контроля повреждений.

Когда работа этих основных систем может быть сохранена и судно остается на плаву, может быть принято решение не покидать судно, оставаться на борту. Затем совместно с портовыми властями и другими вовлеченными сторонами принимается решение о движении в ближайший порт.

Первые шаги в создании таких мер безопасности должны быть сделаны в период проектирования, когда еще можно существенно повлиять на ходовую систему, систему генерации, дублирование главных компонентов в разных отсеках.

Пассажирские суда обычно имеют двухвинтовую конструкцию, но это даёт возможность улучшить безопасность судна, только если будет два отдельных машинных отделения. Это влияет на прокладку труб и кабелей, и близко с системами динамического позиционирования с их Классом по резервированию. Электричество во всех своих формах должно рассматриваться с этой точки зрения. Дублирование компонентов также означает дублирование питающих кабелей и кабелей систем управления.

Эта концепция – «Корабль как своя собственная спасательная лодка» – появилась в последние годы и относится в основном к круизным судам. Число пассажиров на круизном судне может составлять от 2000 до 5000 человек, а со временем может стать даже больше. Эвакуация такого большого количества людей в открытом море – грандиозная операция, поэтому сохранение судна на плаву и в какой-то степени на ходу было бы огромным преимуществом.

Когда с двойной ходовой системой поставляется грузовое судно, также стоит изучить влияние такой компоновки.

Системы безопасности

Носовые аппарели на автомобильном пароме Ro-Ro

Системы безопасности

Пожар на пароме с нижней автомобильной палубой. Обратите внимание на расположение между охваченной огнем автомобильной палубой и вентиляционными трубами, и жилым отсеком впереди.

Системы безопасности

Ручная кнопка пожарной тревоги


Возврат к списку