Системы сигнализации и мониторинга. Морские суда
Системы сигнализации и мониторинга предназначены для наблюдения и автоматической регистрации всех важных параметров оборудования и для отображения любой «ненормальности», которая возникнет. Они заменяют требующие много времени обходы при несении вахты, точно записывают большой объём информации. Но эти системы не заменят инженера, который во время инспекционного обхода в машинном отделении найдет небольшое протекание на фланце, которое может затем превратиться в большую проблему.
Морские суда
Системы аварийной сигнализации и мониторинга бывают всех видов и размеров, начиная от небольшого автономного прибора на 10 цифровых сигналов с общим выходом на групповую сигнализацию, до «говорящих» систем сигнализации с возможностью выбора «принять» или «отклонить».
В зависимости от размера и того, присутствует ли постоянно человек или нет, большие системы часто состоят из распределенных входных модулей, связанных вместе сетью с резервированием. Такие системы также могут посылать групповые сигналы на мостик, инструктируя экипаж мостика уменьшить мощность или предупреждая их об автоматическом выключении системы хода. Обычно более сложные системы имеют графический дисплей со всеми программными инструментами для анализа полученных данных. Автоматически создаётся инженерный журнал, готовый к подписи.
Система мониторинга и сигнализации машинного отделения включает в себя систему выбора дежурного инженера с соответствующими устройствами в каютах инженеров. Также работает «система безопасного обхода» для инженеров. Это устройство, похожее на таймер для варки яиц. Оно отсчитывает 27 минут с момента, как инженер вошел в машинное отделение или нажал там любую кнопку (проявил активность). Если этот срок вышел, устройство включает сигнал тревоги в машинном отделении и контрольной комнате двигателя (ECR), который инженер может выключить в течение трёх минут. Если этого не произошло, система считает, что с инженером что-то случилось и вызывает всех инженеров.
Пример минимального списка сигналов
Система движения | Проверено | |||||||
Главный двигатель > 1500 кВт | Система | Статус | Результат | За-вод | Да-та | Соб-ств. | Да-та | Класс |
уровень смазочного масла в отстойнике | низкий | сигнал | ||||||
давление смазочного масла | низкий | сигнал | ||||||
давление смазочного масла | низкий / низкий | стоп | ||||||
температура смазочного масла | высокий | сигнал | ||||||
разница фильтров смазочного масла | высокий | сигнал | ||||||
концентрация масляного тумана | высокий | стоп | ||||||
главный подшипник 1 | температура | высокий | стоп | |||||
главный подшипник 2 | температура | высокий | стоп | |||||
главный подшипник 3 | температура | высокий | стоп | |||||
главный подшипник 4 | температура | высокий | стоп | |||||
главный подшипник 5 | температура | высокий | стоп | |||||
охл. вода выс. темп. (ВТ) | темп. охл.воды ВТ на выходе | высокий | сигнал | |||||
темп. охл.воды ВТ на выходе | высокий/высокий | стоп | ||||||
давл. охл.воды ВТ на входе | низкий | сигнал | ||||||
уровень охл.воды ВТ в расш.танке | низкий | сигнал | ||||||
охл. вода низ-кой темп. (НТ) | темп. охл.воды НТ на выходе | высокий | сигнал | |||||
темп. охл.воды НТ на выходе | высокий/высокий | стоп | ||||||
давл. охл.воды НТ на входе | низкий | сигнал | ||||||
топливная система | давление в топливных линиях | низкий | сигнал | |||||
температура топлива | высокая + низкая | сигнал | ||||||
утечка в топливных линиях | утечка | сигнал | ||||||
стартовый воздух | давление стартового воздуха | низкий | сигнал | |||||
контрольный воздух | давление | низкий | сигнал | |||||
скорость двигателя | превышение скорости | высокий | стоп | |||||
цилиндр 1 | температура выходящих газов | высокий | сигнал | |||||
цилиндр 1 | температура выходящих газов | отклоне-ние | сигнал | |||||
цилиндр 2 | температура выходящих газов | высокий | сигнал | |||||
цилиндр 2 | температура выходящих газов | отклоне-ние | сигнал | |||||
цилиндр 3 | температура выходящих газов | высокий | сигнал | |||||
цилиндр 3 | температура выходящих газов | отклоне-ние | сигнал | |||||
цилиндр 4 | температура выходящих газов | высокий | сигнал | |||||
цилиндр 4 | температура выходящих газов | отклоне-ние | сигнал | |||||
цилиндр 5 | температура выходящих газов | высокий | сигнал | |||||
цилиндр 5 | температура выходящих газов | отклоне-ние | сигнал | |||||
цилиндр 6 | температура выходящих газов | высокий | сигнал | |||||
цилиндр 6 | температура выходящих газов | отклоне-ние | сигнал | |||||
турбо наддув | давл. на входе смазочного масла | низкий | сигнал | |||||
темп. на выходе смазочного масла | высокий | сигнал | ||||||
выходная мощность | перегрузка | высокий | сигнал | |||||
коробка передач | давление смазочного масла | низкий | сигнал | |||||
давление смазочного масла | низкий/ низкий | стоп | ||||||
температура смазочного масла | высокий | сигнал | ||||||
уровень масла в отстойнике | низкий | сигнал | ||||||
давление гидравлического масла | низкий | сигнал | ||||||
управление винтом | давление гидравлического масла | низкий | сигнал | |||||
давление управляющего воздуха | низкий | сигнал | ||||||
электричество | авария | сигнал | ||||||
вспомогательный двигатель | давление смазочного масла | низкий | сигнал | |||||
давление смазочного масла | низкий/ низкий | стоп | ||||||
температура смазочного масла | высокий | сигнал | ||||||
температура охл. воды на выходе | высокий | сигнал | ||||||
температура охл. воды на выходе | высокий/ высокий | стоп | ||||||
давление на входе охл. воды | низкий | сигнал | ||||||
утечка в топливных линиях | утечка | сигнал | ||||||
превышение скорости | высокий | стоп | ||||||
выхлопные газы перед турбо | высокий | сигнал | ||||||
выхлопные газы после турбо | высокий | сигнал | ||||||
бойлеры | уровень воды | низкий | сигнал | |||||
уровень воды | низкий/ низкий | стоп | ||||||
температура воды | высокий/высокий | стоп | ||||||
рулевое управление | электричество | авария | сигнал | |||||
авария на цепях управления | авария | сигнал | ||||||
гидравлическая система | танк с гидравлическим маслом | низкий уровень | сигнал | |||||
перегрузка мотора | сигнал | |||||||
авария с фазами | сигнал | |||||||
блокировка гидравлики | сигнал | |||||||
электрическая система | ||||||||
шинопровод | напряжение | высокая + низкая | сигнал | |||||
частота | высокая + низкая | сигнал | ||||||
изоляция шинопр. | Мом | низкая | сигнал | |||||
перегрузка | размы-кание | сигнал |
2. Коробка передач
3. Генератор ВОМ (вал отбора мощности)
4. Маслораспределитель
5. ВРШ
6. Насосы смазки главного двигателя
7. Насосы смазки коробки передач
8. Пропеллерный гидравлический насос
9. Турбодувка
10. Кожух над топливной системой (противопожарная защита)
Вспомогательный двигатель (генераторный комплекс) и дисплей SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition,
диспетчерский контроль и сбор данных) для этого двигателя
2. Регулятор
3. Турбо зарядка
4. Генератор
5. Танк-отстойник
6. Вентилятор для охлаждения генератора
7. Выходящие силовые кабеля
8. Контрольная панель
Системы трубопроводов в машинном отделении часто маркируют цветовым кодом, чтобы определить содержимое труб. Для удобства использования эти коды также применяют в некоторых списках сигналов и точках измерения.
Идентификатор трубы
Морские суда
Цвет
Образец
морская вода
зелёный
пресная вода
синий
топливо
коричневый
масло
оранжевый
смазочное масло
светло-коричневый
пар
серебристый
пожарный трубопровод
красный
вентиляционный воздух
белый
горючий газ
желтый
негорючий газ
серый
стоки
черный
MGO – Marine Gas Oil, дизель, легкое топливо
HFO – Heavy Fuel Oil, тяжелое топливо