Клапаны, использующиеся на судне: игольчатый, ножевой, обратный.
Игольчатые клапана
Их можно рассматривать как миниатюрные запорные клапана, в которых диск заменён на иглу. Стандартные размеры – 1/4", 3/8”, 1/2", 3/4" и 1”. Подсоединения обычно резьбовые, с трубной резьбой. Используется как инструментальный клапан в сочетании с датчиком давления, или для отбора проб. Часто используются в гидравлических системах. Обычно изготавливаются из нержавеющей стали, стали или латуни.
Ножевой затворный клапан
Другое название – шиберная ножевая задвижка. Применяется для систем транспортировки жидкостей, содержащих твердые включения. Могут «отрезать» любую суспензию. Это первый и единственный выбор в целлюлозно-бумажной промышленности, в заводах по переработке сточных вод. Трюмные воды могут содержать осадок, поэтому для них подойдёт именно ножевой клапан.
Конструктивно ножевой клапан похож на клапан-задвижку, но его размер от фланца до фланца значительно меньше, сама задвижка из нержавеющей стали гораздо тоньше и снабжена лезвием. Уплотнение сёдел сделаны из тефлона.
Ножевой клапан обычно используется при давлении меньше 10 бар.
Обратный клапан
Два основных типа обратных клапанов – клапан с поршнем и клапан с поворотным диском. Внимание! Эти клапана не являются и не могут рассматриваться как запорный клапан. Как только загрязнения осядут на уплотнительных кольцах, такие клапана будут протекать в обратном направлении.
Чтобы решить эту проблему, был создан «закручиваемый» обратный клапан. По конструкции это обыкновенный запорный клапан, в котором диск не закреплён на шпинделе. В открытом положении диск может свободно перемещаться вверх и вниз, и когда поток поменяет своё направление, диск сместится вниз и перекроет его. Если нужно, шпиндель можно закрутить, и клапан будет герметично закрыт. Разновидность такого клапана – так называемый «штормовой клапан», который специально разработан для защиты санитарных инсталляций (думаю, вы догадались, это унитазы) от затопления морской водой в шторм.
Сюда же относится более сложный контрольный клапан с эксцентриковым запирающим диском, который при смене направления потока не закрывает полностью седло. Он используется для предотвращения гидроудара.
Предохранительный клапан
Другое название – пружинный клапан безопасности. Это не клапан с точки зрения здравого смысла. Это точное устройство, созданное для того чтобы открыться при заданном давлении, независимо от обстоятельств. Зачастую это последняя преграда, стоящая между вами и вашим Создателем, и это не шутка. Предохранительные клапана защищают оборудование, судно и команду от опасного превышения давления. Они всегда начеку!
Поэтому применение, конструкция и место установки предохранительных клапанов регулируется суровыми правилами. Их нарушение – повод для страховых компаний не платить в случае аварий и прочих бедствий. Поэтому перепроверьте всё дважды, уточните у специалистов с фабрики-изготовителя и у старших товарищей, если имеете дело с предохранительными клапанами.
Особенности конструкции:
- Корпус клапана и его детали, которые подвергаются действию давления, должны быть сделаны из сертифицированных материалов. Иначе их даже не будут проверять.
- Выходная часть клапана имеет специальный корпус для пружины или шпинделя. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы эти детали не были подвержены коррозии.
Проверка и ремонт таких клапанов могут проводить только специально обученные люди, прошедшие курсы на фабрике и получившие сертификат. Обычно эта процедура проводится ежегодно, или чаще при необходимости.
Нужно понимать, что только пружина удерживает клапан закрытым. Когда он откроется, его сопротивление потоку будет минимальным.
Есть реально опасные устройства, нуждающиеся в особых предохранительных клапанах. Это аппараты, которые содержат сжатые газы и ёмкости под давлением, где находятся кипящие жидкости с паровой фазой, например, паровой бойлер. Клапана для таких устройств имеют малый вход и большой выход. Это даёт возможность для расширения выходящего пара или газа. Клапана должны открываться в незамкнутое пространство, а не в закрытый объём. Исключение – ядовитые жидкости и газы, которые должны попадать в специальный нейтрализатор.
Есть и другие разновидности пружинных клапанов. Выпускные клапана, через которые сбрасывается за борт лишняя вода после насосов, срабатывает при 0.5 бар. Избыточные клапана, настроенные на более высокое давление, защищают центробежные насосы от перегрева при изменении потребления жидкости. Клапана, понижающие давление, должны поддерживать его при любой величине потока через клапан.
Есть специальные клапана, которые предназначены для сброса больших объёмов газов и испарений из танков, а также предотвращать отрицательное давление в них. В их конструкции применено очередное остроумное инженерное решение: скорость истечения выходящих газов превышает 20 м/с, при таких скоростях риск воспламенения или взрыва газа в танках минимален!