Периодические освидетельствования
Когда судно находится в эксплуатации, должны проводиться периодические освидетельствования для поддержания действительности сертификатов. Ежегодные освидетельствования, промежуточные освидетельствования и специальные освидетельствования проводятся вместе с другими обязательными сертификациями пятилетнего цикла. Базовое ежегодное освидетельствования по электрической аппаратуре состоит из описанных ниже тестов и обследований, в зависимости от типа судна. Пример:
- проверка всех датчиков сигнализации уровня трюмных вод;
- проверка всех водонепроницаемых дверей (их работа и сигнализация); общая инспекция состояния водонепроницаемых уплотнений электрооборудования, если оно должно использоваться в затопленном состоянии;
- проверка основного и вспомогательного оборудования рулевой системы, включая сигнализацию;
- инспекция всех путей эвакуации, обозначающих их знаков, света от низкорасположенного освещения;
- проверка систем связи между мостиком и машинным отделением, местами аварийного управления;
- проверка дистанционно управляемых клапанов и соответствующей индикации;
- инспекция основного и аварийного распределительного щита и отходящих от него кабелей. Проверка при нормальных рабочих условиях. Проверка автоматизации, старта после аварийного отключения (блэк-аута), старта при ограниченной мощности, системы управления мощностью, автоматической системы последовательного старта после перезапуска, отключения маловажных систем. Инспекция электрической безопасности, заземления электрооборудования, особенно во влажных или опасных местах;
- для всех судов: общая проверка сигнализации и оборудования безопасности, таких как автозапуск дежурного генератора и последовательный старт важного оборудования при нормальных рабочих условиях.
- суда с безвахтенным машинным отделением (UMS, unattended machinery space): общая проверка при рабочих условиях систем автоматизации, таких как дежурные насосы и вспомогательное оборудованиие. Выборочная проверка сигнализации, включая мостик, кают-компанию и каютную сигнализацию. Проверка таймера безопасности или сигнализации контроля дееспособности машинного персонала (Dead man alarm). Проверки по утвержденному расписанию для судна. Проверки систем управления на мостике и систем связи мостик – машинное отделение;
- навигационное и морское оборудование. Общая проверка всего оборудования при нормальных рабочих условиях;
- суда с одним вахтенным на мостике. Вдобавок к общей проверке при рабочих условиях дополнительной сигнализации и индикаторов, должны быть проверены таймер безопасности и каютная сигнализация. Проверки по утвержденному расписанию;
- проверка радио/ ГМССБ (GMDSS)/ внешней связи;
- системы безопасности экипажа. Общая тревога и система аварийного освещения, автоматический старт аварийного генератора и, если аварийный источник электроснабжения – аккумуляторные батареи, нагрузочная проверка батарей.
В добавление к 1.:
1.1. Суда, перевозящие опасный груз в сыпучем виде
- насыпной опасный груз. Проверка оборудования в опасной зоне в отношении группы взрывоопасности газа, класса по температуре и внешних повреждений, если они есть;
- пыльный опасный груз. Проверка оборудования в опасной зоне, типа ограждения, класса защиты, возможные внешние повреждения.
1.2. Танкеры
- опасный жидкий груз. Проверка оборудования в опасной зоне в отношении группы взрывоопасности газа, класса по температуре и возможных внешних повреждений. Газы от некоторых грузов тяжелее воздуха и поэтому образуют слой на палубе или накапливаются в любом объёме под палубой
- суда, перевозящие сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ (LNG and LPG ships)
- сжиженный природный газ (после испарения) легче чем воздух, а сжиженный углеводородный газ тяжелее. Должна быть проведена проверка оборудования в опасной зоне в отношении группы взрывоопасности газа, класса по температуре, а также инспекция повреждений судна или оборудования.
1.3. Пассажирские суда
- судовые системы безопасности;
- системы безопасности пассажиров. Общая тревога, громкая связь, аварийное освещение, переходные системы освещения, системы низкорасположенного освещения. Для UPS требуются проверки батарей и проверка системы под нагрузкой. Должны быть продемонстрированы автоматический запуск аварийного генератора и работа связанного оборудования, такого как (противодымные) вентиляторы, противопожарные заслонки, воздушные жалюзи.
1.4. Паромы для машин с носовыми и кормовыми аппарелями
- сигнализация и индикация аппарелей, сигнализация уровня воды, системы телевизионного мониторинга CCTV;
- дополнительное освещение для экипажа и пассажиров;
- оборудование в опасных зонах. Так, нижние 45 см над автомобильной палубой, когда автомобили стоят с топливом в баках, считается опасной зоной. Также внимание надо уделить оборудованию под рампами и опускающимися палубами (swing deck), где могут стоять машины. Минимальные требования к оборудованию автомобильной палубы и подобных мест выше этого 45 см слоя – класс защиты IP 55. Вентиляция автомобильной палубы должна обеспечивать по меньшей мере 10-ти кратную замену воздуха в час.
1.5. Суда с динамическим позиционированием.
Ежегодная инспекция в рабочих условиях, что означает ежегодное ходовое испытание с динамическим позиционированием в удобном месте, чтобы продемонстрировать работу системы управления, проводится в сочетании с инспекцией всей ходовой системы, обычно дизель-электрической. Инспекции и проверки должны проходить по индивидуальному одобренному расписанию для судна. Особое внимание проверке ресурса работы UPS. Часто основой для тестирования является FMEA, анализ видов и последствий отказов.
1.6. Малые суда и яхты
- проверка основного электрооборудования;
- автоматики;
- оборудования опасной зоны, где собрано вся техника, работающая на бензине. Требования такие же, как на палубах паромов – вентиляция должна обеспечивать по меньшей мере 10-кратную замену воздуха в час. Должна работать сигнализация газообнаружения, а всё оборудование, не рассчитанное на работу в таких условиях, должно быть выключено.
Раз в пять лет электрическое оборудование судна должно быть подвергнуто специальному обследованию, совпадающему с ежегодным, но с добавлением следующих тестов и инспекций:
- измерение сопротивления электроизоляции для всех кабелей и всего оборудования, моторов, генераторов, распределительных щитов, и всех потребителей, включая камбуз и постирочную. Также проверяют высоковольтные кабели и потребителей, если они есть
- проводится инспекция оснастки главного и аварийного распределительных щитов, что означает проверку соединений как динамометрическим ключом, так и проверкой нагрева после нагрузки с помощью инфракрасной камеры. Медные шинопроводы довольно мягкие, поэтому важен крутящий момент при затягивании болтов.