Общие испытания судна
После того как заводские приемочные испытания (FAT) прошли успешно, оборудование должно быть установлено на борту судна. После завершения установки проводится новая серия тестов - приемочные испытания в гавани (HAT).
До начала этих тестов кабеля, трубы, системы безопасности, такие как детекторы огня, трюмная сигнализация и так далее, должны быть готовы и проверены. По факту это предварительное тестирование, часть НАТ. При этом существует определенное перекрытие с собственно НАТ, которые проводятся, когда всё оборудование и системы считаются готовыми к использованию (протестированы).
Перед тем как проводить ремонт или обслуживание нового оборудования, должны быть проведены определённые тесты. Эти тесты проводятся в дополнение к любым приёмочным испытаниям, которые были выполнены производителем оборудования.
1. Сопротивление изоляции
Измерение сопротивления изоляции всех систем и электрического оборудования должно проводиться тестером, работающем на постоянном токе. Измерения проводятся между:
а) подсоединенными токопроводящиеми частями
б) насколько это практически возможно, между всеми токопроводящими элементами разной полярности и фазы.
Если начальные измерения покажут значения меньше требуемых, установка может быть разделена на части, оборудование отсоединено и проверено отдельно.
2. Проводники заземления
Должны проводиться тесты для подтверждения эффективности неразрывного проводника заземления, и проверка заземления не находящихся под током металлических частей электрооборудования и кабелей.
3. Генераторы
Тестирование необходимо, чтобы показать хорошую работоспособность всех генераторов и моторов. Оно включает в себя тест на полной нагрузке и тест с перегрузкой 110% длительностью не менее 15 минут. Температура двигателя должна стабилизироваться и не превысить максимальных значений, определённых производителем.
Пример: часть списка измерений мегаомметром
27.1 | Сопротивление изоляции | Показания мегаомметра МОм |
Вспомогательные установки | ||
Е310 | насос рулевой установки (1- MSB, 2- ESB) | 100 |
Е310 | насос рулевой установки (1- MSB, 2- ESB) | 100 |
Е310 | насос рулевой установки (1- MSB, 2- ESB) | 100 |
Е310 | насос рулевой установки (1- MSB, 2- ESB) | 100 |
Е317 | стабилизатор насоса гидравлики главный | 100 |
Е317 | стабилизатор насоса гидравлики главный | 100 |
Е317 | стабилизатор насоса гидравлики аварийн. | 100 |
Е317 | стабилизатор насоса гидравлики аварийн. | 100 |
Е347 | аварийная подача водяного тумана | 100 |
Е610 | предв. насос машинного масла ГД | 100 |
Е610 | предв. насос машинного масла ГД | 100 |
Е610 | предв. подогрев охл.жидкости ГД | 100 |
Е610 | предв. подогрев охл.жидкости ГД | 100 |
Е650 | предв.подогрев генератора | 60 |
Е650 | предв.подогрев генератора | 60 |
Е650 | предв.подогрев генератора | 60 |
Е650 | насосы морской воды всп. двигателя | 100 |
Е650 | насосы морской воды всп. двигателя | 100 |
Е650 | насосы морской воды всп. двигателя | 100 |
Е710 | стартовый воздушный компрессор | 100 |
Е710 | стартовый воздушный компрессор | 100 |
Е714 | осушитель воздуха | 80 |
Е720 | подкачивающий топливный насос | 100 |
Е720 | насос перекачки топлива | 100 |
Е730 | насос перекачки машинного масла | 100 |
Е730 | концевой насос коробки передач | 100 |
Е730 | концевой насос коробки передач | 100 |
Е810 | пожарный/трюмный насос | 100 |
Е810 | пожарный/трюмный насос | 100 |
вентиляторы машинного отделения | 100 | |
вентиляторы машинного отделения | 100 | |
приточный вентилятор техническ. отсеков | 100 | |
Вспомогательные механизмы судна | ||
Е250 | кормовой HPP: тендерные двери, двери фальшборта | 100 |
Е250 | HPP: кормовой порт, сходни | 100 |
Е250 | HPP: двери на морскую террасу, дверь для посадки | 100 |
Е250 | HPP: носовые люки, мачтовый кран | 100 |
Е320 | носовые якорные и причальные лебедки | 80 |
Е320 | носовые якорные и причальные лебедки | 80 |
Е322 | передний кабестан правого и левого бортов | 80 |
Е322 | передний кабестан правого и левого бортов | 80 |
Трастеры | ||
Е645 | система нагрева носового трастера | 50 |
Е645 | устройство впрыска воздуха носового трастера | 100 |
Е646 | гидравлика+управление+нагрев кормового трастера | 80 |
носовой трастер | 100 | |
кормовой трастер | 100 |
MSB – главная рулевая система (Main Steering Box), ESB – аварийная рулевая система (Emergency Steering Box), HPP – гидравлический модуль, насос плюс распределитель (Hydraulic Power Pack).
4. Распределительные щиты
Во время испытания полной нагрузкой температура соединений, разъёмов, автоматических выключателей, шинопроводов и предохранителей должна контролироваться и не превышать максимальных значений. Для кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена (XLPE) она должна быть меньше 85°С. Шинопроводы в распределительном щите могут нагреваться до 95°С.
5. Синхронизирующее оборудование
Во время функционального теста должна быть продемонстрирована работа регуляторов двигателей, синхронизирующих устройств, отключателей при превышении скорости, реле обратного тока и обратной мощности, размыкателей при превышении тока и других устройств безопасности. Генераторы мощностью более 1500 кВА должны быть дополнительно защищены дифференциальной системой защиты, показывающей возможную утечку.
6. Автоматические регуляторы напряжения
Регулятор напряжения на каждом генераторе должен быть проверен путем открытия прерывателя, когда генератор работает под полной нагрузкой, а также в момент запуска самого большого из подсоединённых к системе моторов.
Регулятор оборотов тоже должен быть проверен открытием размыкателя цепи при полной нагрузке. Это не должно приводить к срабатыванию размыкателя превышения скорости. Минимальная скорость вращения дизель-генератора должна быть проверена, когда запускается самый большой электромотор на борту.
7. Параллельные операции
Должны быть проверены параллельные операции, а также разделение нагрузки в кВт и кВА по всем генераторам, способным работать в параллельном режиме, на всех нагрузках, вплоть до максимальной рабочей нагрузки.
8. Функциональное тестирование
Важное оборудование должно быть работоспособным при рабочих условиях, поэтому нет необходимости проводить проверку при полной нагрузке или на протяжении длительного времени, чтобы показать, что температура стабилизируется и оборудование не перегревается.
9. Системы безопасности
Системы пожарной безопасности, системы безопасности для пассажиров, экипажа и всего судна должны быть проверены на нормальную работу.
Дизельгенераторы 1 + 2 в параллельном режиме | ||||||
% общая нагрузка | Дизель 1 | Дизель 2 | ||||
кВт | А | Гц | кВт | А | Гц | |
0 | 0 | 0 | 60 | 0 | 0 | 60 |
25 | 60 | 120 | 59,8 | 65 | 130 | 59,8 |
50 | 125 | 250 | 59,5 | 130 | 260 | 59,5 |
75 | 185 | 370 | 59,3 | 190 | 380 | 59,3 |
100 | 250 | 500 | 59 | 250 | 500 | 59 |
75 | 185 | 370 | 59,3 | 190 | 380 | 59,3 |
50 | 125 | 250 | 59,5 | 130 | 260 | 59,5 |
25 | 60 | 120 | 59,8 | 65 | 130 | 59,8 |
0 | 0 | 0 | 60 | 0 | 0 | 60 |
Одиночный дизельгенератор | |||||
% общая нагрузка | Мощность кВт | Напряжение В |
Ток А |
Частота Гц |
Скорость RPM |
0 | 0 | 455 | 0 | 60 | |
24 | 60 | 454 | 125 | 59.8 | 1800 |
50 | 125 | 452 | 250 | 59.5 | |
75 | 185 | 452 | 375 | 59.3 | 1785 |
100 | 250 | 450 | 500 | 59 | |
75 | 185 | 451 | 375 | 59.3 | 1770 |
50 | 125 | 452 | 250 | 59.5 | |
25 | 60 | 454 | 125 | 59.8 | |
0 | 0 | 455 | 0 | 60 | 1800 |
Ступенчатая нагрузка, повышение | ||||||||
Ступень 1, от 25 до 50% выключением дизеля 1 | ||||||||
Ступень 2, от 50 до 100% выключением дизеля 1 | ||||||||
Общая мощность | Дизель 1 | Дизель 2 | Мин. V, В |
Мин. f, Гц |
||||
кВт | А | Гц | кВт | А | Гц | |||
0 | 0 | 0 | 60 | 0 | 0 | 60 | ||
25 | 60 | 120 | 59.8 | 65 | 130 | 59.8 | ||
50 | 0 | 0 | 60 | 130 | 260 | 59.5 | 440 | 57 |
50 | 125 | 250 | 59.5 | 130 | 260 | 59.5 | ||
100 | 0 | 0 | 60 | 250 | 500 | 59 | 435 | 56 |
Ступенчатая нагрузка, понижение | |||||||
Общая мощность | Мощность | Напр | Ток | Частота | Скорость |
Макс. V, В |
Макс. f, Гц |
кВт | В | А | Гц | RPM | |||
50% | 125 | 452 | 250 | 59.5 | |||
0% | 0 | 455 | 0 | 60 | 1860 | 480 | 62 |
100% | 250 | 450 | 500 | 59 | |||
0% | 0 | 455 | 0 | 60 | 1720 | 485 | 63 |
Проверочное напряжение для высоковольтного теста зависит от номинального напряжения, как указано в таблице:
Рабочее напряжение Un, В | Проверочное напряжение АС rms, В |
Un ≤ 60 | 500 |
60 < Un ≤ 1000 | 2 x Un + 1000 |
1000 < Un ≤ 2500 | 6500 |
2500 < Un ≤ 3500 | 10000 |
3500 < Un ≤ 7200 | 20000 |
7200 < Un ≤ 12000 | 28000 |
12000 < Un ≤ 15000 | 38000 |
10. Системы общей тревоги
После завершения испытаний общей системы аварийной сигнализации и системы громкой связи, инспектору должны быть предоставлены две копии списка проведенных тестов, с замеренными величинами уровня звукового давления. Эти списки должны быть подписаны инспектором и судостроителем.