Мостик с одним вахтенным
Здесь описывается стандартный навигационный и морской пакет оборудования, обязательный для судов неограниченного плавания.
Навигация очень изменилась с появлением системы GPS (Global Positioning System). Многие годы для определения позиции судна использовался секстан. Так как этот метод основан на визуальной ориентации на звёзды, планеты, солнце и луну, погодные условия часто затрудняли определения. С появлением спутников и сложных компьютерных систем навигация развилась до точного всепогодного инструмента.
Мостик с одним вахтенным
Суда могут иметь дополнительную нотацию Класса по оптимизации оборудования мостика для задач навигации, включая периодическую работу судна под контролем единственного вахтенного. Соответствующие требования дополняют те, которые уже применяются, из других частей Правил. Эти требования основываются на понимании, что обязательно выполняются Международные правила по предотвращению столкновений на море (МППСС-72) и другие соответствующие нормативные акты, относящиеся к коммуникации по радио и безопасности навигации.
Однолинейная диаграмма интегрированной навигационной и командной системы. Все функции доступны с любой рабочей станции
Следующая ступень вверх в поступательном развитии (управления судном) – это Интегрированная мостиковая система.
Современные рулевые рубки пригодны для управления и несения вахты всего одним человеком. Помимо требований к компоновке рулевой рубки в отношении кругового обзора, должна учитываться видимость с рабочего места оператора. На стандартном мостике обзор с поста управления судном важнее, чем обзор с поста рулевого. Пост управления – место для вахтенного офицера, а человек за штурвалом (рулевой матрос) следует приказам вахтенного офицера.
На рабочем месте для навигации должно быть следующее оборудование:
- индикаторные панели двух независимых автоматических систем позиционирования;
- эхолот с предупреждением о малой глубине;
- лаг с индикаторами скорости и расстояния, скорости по воде для функции ARPA;
- скорость по дну для авторулевого;
- дисплей гирокомпаса;
- дисплей магнитного компаса;
- индикатор скорости и направления ветра для судов, подверженных влиянию ветра;
- рулевое управление и индикация;
- управление главным ходом и трастерами;
- внутренние системы связи;
- радиотелефоны VHF;
- часы;
- стеклоочистители и управление светофильтрами на окнах;
- управление навигационными огнями и сигнализация;
-управление свистком (сиреной);
- управление палубным освещением.
В список должно войти и дополнительное оборудование, нужное для специальных функций судна, если оно имеется.
Рабочее место для планирования маршрута должно быть оснащено столом для карт с инструментами, системами позиционирования и индикации времени.
Навигационная сигнализация должна быть настроена на следующие события:
- предупреждение о малой глубине с эхолота;
- отклонение от курса превысило предельное;
- неисправность навигационных огней;
- неисправность питания навигационной и «морской» панелей инструментов.
Любой из этих сигналов должен быть принят и подтвержден единственным вахтенным в пределах одной минуты.
Дисплей на посту управления судном
2. Скорость (по грунту)
3. Курсовая запись
4. Скорость поворота
5. Направление
6. Курс
7. Скорость по воде
8. Ходовая информация
9. Позиции рулей
10. Планирование траектории
11. Позиция
Кроме того, сигнал таймера безопасности для вахтенного (каждые 11 минут) тоже должен быть принят вахтенным в пределах одной минуты. Если подтверждение приёма (путем нажатия клавиши) не было дано, капитан и второй вахтенный будут проинформированы. Кроме нажатия кнопки, действия с любым оборудованием мостика тоже сбрасывает таймер. Поэтому рекомендуется уменьшить отрезок времени.
Требуемый обзор с поста управления судна и с рабочего места навигатора
Требуемый обзор с крыла мостика
Требуемый обзор с позиции рулевого
Максимально разрешенный «мертвый угол» («мертвая зона») при взгляде вперед с мостика – две длины судна или 500 м, что из этого будет меньше