Машинное отделение
Это – первая из цикла обзорных статей, посвященных сердцу корабля – его двигателю, силовой установке. Коснёмся устройства разных систем, обеспечивающих функционирование судна и жизнь экипажа.
Машинное отделение
Начнём с описания места, где это сердце бьётся – машинного отделения. На большинстве грузовых судов оно расположено в корме и максимально сокращено по длине, чтобы оставить больше места для груза. На узких судах (типа контейнеровозов) оно, соответственно, больше вытянуто в длину, чтобы поместилось всё.
На современных пассажирских судах и судах «Ro-Ro» (специальные суда для «груза на колёсах» – грузовых машин, вагонов) машинное отделение, наоборот, ограничено по высоте, чтобы оставить вертикальное пространство для кают или транспортных средств. Зато оно занимает большую площадь почти под всем судном.
Судовые конструкторы пытаются максимально сократить объём машинного отделения, но здесь уже достигнут предел: сюда нужно поместить столько всего! Машинное отделение судна очень сложное и до предела заполнено различным оборудованием. Подход конструкторов – по возможности собрать компактно вместе все механизмы и системы, требующие внимания механиков.
Основные системы, расположенные в машинном отделении:
-
Главный двигатель (один для среднего грузового судна). Самый большой агрегат в машинном отделении.
-
Вал.
-
Генераторы для производства электроэнергии.
-
Система очистки и подготовки пресной воды.
-
Оборудование для переработки сточных вод.
-
Насосы и трубопроводы охлаждающей морской воды.
-
Система очистки машинного масла.
-
Система пуска двигателя.
-
Топливная система (очистка и подогрев).
-
Система выхлопа.
-
Система рабочего воздуха.
-
Трюмная и балластная система с насосами.
-
Система подготовки питьевой воды.
-
Система кондиционирования воздуха.
-
Компрессорная станция.
-
Насосы пожаротушения.
-
Распределительные системы.
Здесь же или рядом расположены резервуары, обеспечивающие автономность корабля:
-
Топливные танки.
-
Масляные танки.
-
Танки для питьевой воды, неочищенной воды, стоков.
-
Резервуары для различных химикатов.
-
Воздушные баллоны высокого давления.
Плюс километры трубопроводов различного диаметра, соединяющие все эти системы и резервуары, со своими вентилями, клапанами, фильтрами.
Современные способы проектирования для машинного отделения
Всё вышеперечисленное нужно компактно разместить в пространстве, оставшемся от главного двигателя. Нелёгкая задача для проектировщика! Раньше приходилось строить огромные макеты в натуральную величину, и по ним подгонять друг к другу всё это хозяйство механиков. Насколько хорошо и удобно это получалось сделать для данного судна, окончательный вердикт выносили именно они, конечные пользователи, как сейчас говорят.
Сейчас с помощью компьютеров строятся трёхмерные модели всего корабля, включая машинное отделение. Каждая система разрабатывается как часть модели. Систему можно просмотреть отдельно, выделить её трубопроводы отдельным цветом. Можно даже устроить виртуальную прогулку внутри виртуального машинного отделения, проверяя расположение клапанов и т.д.
Светлое будущее
Иногда (чаще на судах специального назначения), когда гонка за пространством и экономией отступает на второй план, создаются машинные отделения нового поколения – довольно просторные и прохладные, с удобным доступом ко всем агрегатам, высокой степенью автоматизации. Это значительно облегчает незаметную с верхней палубы работу механиков и мотористов. Благодаря их умелым промасленным рукам наши суда ходят по морям, а не стоят у стенки.