РУС
30.11.2021

Лаг − это инструмент, который измеряет скорость и/или расстояние. Существует много типов лагов.
Скорость может быть измерена относительно воды, окружающей судно, Скорости по воде (STW) или относительно морского дна, Скорости над землей (SOG).
Во время маневров в гавани необходимо знать скорость судна во всех направлениях, спереди или сзади, а также боковую скорость носа и кормы. Датчики регистрации с двумя осями могут выдавать эту информацию (система причаливания).

Лаг Скорость в узлах "по воде" в данный момент времени

Средняя скорость за определенный период времени требуется для планирования рейса, например, для достижения конкретной точки к заданному часу. Это может зависеть от спада прилива, открытия моста, наступающей темноты или причала, который еще не свободен.
Знание дистанции пробега всегда было фундаментальной информацией для ответственной навигации − и остается таковой до сих пор. В некоторых журналах также отображается расстояние поездки.
Журнал также может давать информацию о любой тенденции к увеличению или уменьшению скорости.

Лаг

Лаг    Лаг

Маленькая вертикальная стрелка указывает на то, что скорость увеличивается

1. Ручной лаг

Морская единица измерения "узел" происходит от старого способа измерения скорости с использованием "щепка-брусок". Его функция состоит в том, чтобы измерить, как далеко судно проходит по воде в течение фиксированного промежутка времени, обычно 30 секунд. Треугольный фрагмент доски, прикрепленный к деревянному брусу, выбрасывается за борт. Груз на нижнем крае заставляет треугольник принимать вертикальную позицию в воде. Таким образом, он становится почти неподвижен и ход судна приводит к вытягиванию лаглиня (тонкая бечёвка) с катушки: больше лаглиня = более высокая скорость. Лаглинь отмечен через равные промежутки узлами на нем – отсюда выражение "узел"(Kts − knot).

Чтобы предотвратить помехи от кильватера судна и ветра, перед началом измерения допускался длинный лаглинь и устройство всегда кидали в море с подветренной стороны судна.

Голландский лаг был способом рассчитать скорость судна, походившего мимо объекта,
стоявшего на якоре, или выкидывался за борт во время плавания. 

Скорость=

2(Дистанция в метрах)

(время в секундах)

Лаг

Рывок на линии бруска привел к отсоединению клина P от втулки "h". Это позволяло треугольному фрагменту занимать ориентацию параллельную потоку воды для облегчения вытягивания

2. Гидроакустическое определение

Гидроакустический лаг передает звуковые импульсы от двух датчиков, расположенных на некотором расстоянии друг от друга в носовой и кормовой частях судна. После передачи импульса датчики переходят в режим приема. Полученные импульсы используются для создания профиля морского дна. Сопоставление двух профилей дает временную задержку. Затем скорость судна рассчитывается с учетом расстояния, разделяющего датчики.

Поскольку датчики направлены вертикально вниз, сигналы слабо чувствительны к движению судна, температуре и солености. Возможны два режима измерения: либо скорость относительно воды вблизи корпуса (водный след), либо скорость относительно морского дна (донный след).

Лаг также может измерять движение судна в режиме датчика. Если датчик подключен к гироскопу скорости и введено расстояние от датчика до носа и кормы, то скорость поперечного перемещения на носу и корме можно измерить с помощью только одного датчика.

Он также может работать как эхолот для определения глубины.

Лаг  Сенсор SAL log

Лаг

Отображение лага SAL. Он может показывать: скорость по воде, скорость по земле и скорость корабля на датчике. BT = нижняя дорожка

Лаг 

Лаг SAL измеряет STW вблизи корпуса с использованием 4 МГц и SOG с использованием 150 кГц до дна

Источники ошибок

На малых скоростях и малых глубинах временная задержка может быть больше, чем длина сигнала. В этих условиях необходимо использовать методы статистической обработки сигналов, что в некоторой степени снижает точность.

3. Электромагнитный лаг

Принцип электромагнитного лага (EM log) заключается в том, что разность потенциалов будет индуцироваться в проводнике, когда он перемещается в магнитном поле. Датчик электромагнитного лага содержит катушку, которая создает магнитное поле. На корпусе датчика есть две точки соприкосновения с морской водой. Вода между точками контакта действует как проводник, и когда судно движется вперед, в воде вокруг датчика создается разность потенциалов.

Электромагнитные лаги показывают скорость в воде с точностью около 0,1 узла. Однако важно, чтобы датчик содержался в чистоте и располагался в зоне, свободной от турбулентности.

Датчики доступны в двухосной компоновке и они также сохраняют скорость движения судна.

Лаг

Электромагнитный журнал имеет те преимущества, что на него не влияют изменения глубины и солености, и он не имеет движущихся частей. Кроме того, связь между сигналом датчика и скоростью является линейной, что означает, что чувствительность одинаково хороша на всех скоростях.

4. Доплеровский лаг

В нем используется эффект Доплера, основанном на изменение частоты сигнала, воспринимаемого приемником, движение которого, изменяется относительно        передатчика сигнала. Доплеровский лаг передает сигналы, отраженные от морского дна обратно в приемник. Для обеспечения отражения скорости над землей, глубина должна быть меньше максимальной глубины (200−500 метров). На больших глубинах лаг измеряет сигналы, отраженные от глубоководных слоев, и в этом случае регистрируемая скорость является скоростью прохождения относительно воды.

Одноосный доплеровский лаг измеряет только продольную составляющую скорости над землей. Доплеровские лаги с двумя осями также измеряют его поперечную составляющую.

Лаг

 Доплеровские лаги имеют конфигурации с одним или четырьмя направлениями передачи. Четыре передаваемых сигнала позволяют измерять поперечную скорость судна

Лаг 

Когда информация из доплеровского лага подключена к сети, могут отображаться и другие навигационные параметры

Источники ошибок

Первым требованием для точной работы доплеровского регистратора, является правильная установка датчика. Он должен быть защищен от помех и пузырьков воздуха, а кабельные соединения, экранированы от электрических наводок
Датчик должен быть сконструирован таким образом, чтобы исключить влияние изменений солености и температуры воды.
Донные отложения дают отражения разного качества. Слежавшийся песок − самое лучшее, а ил − самое плохое.
Изменения крена и дифферента могут повлиять на точность. Различные производители предлагают индивидуальные решения для этих эффектов.
Одноосные установки могут серьезно пострадать от качки. Двухосевые системы позволяют ошибкам, возникающим в результате таких ситуаций, по компенсировать друг друга.
Сигнал может быть ослаблен из-за неправильной установки в воде, при отражении от дна. Когда окружающий шум становится больше отраженного сигнала, датчик перестает измерить частоту обнаруженного сигнала.

5. Скорость по тахометру (счетчик оборотов)
Лаг

Можно получить информацию о скорости из специальной таблицы, где ее значения измерены в отношении к оборотам в минуту.

Это не позволяет осуществлять точную навигацию, но хорошо для контроля скорости в районах с ее ограничениями и для приблизительных оценок DR и ETA.

Скорость, измеренная таким образом, определяется в зависимости от нескольких факторов:

  • План
  • Уровень заиливания дна
  • Качка, которая ведет к снижению скорости.

6. Вертушечный лаг
Лаг

Небольшие суда часто оснащаются лагом, соединенным с небольшим гребным валом в качестве датчика. Эти датчики чувствительны к загрязнению, но обычно они легко чистятся.

Вертушечный лаг может показывать:

  • Скорость по воде
  • Проход от точки
  • Пройденный путь
  • Средняя скорость, максимальная скорость и их тенденция (увеличение или уменьшение).

Их можно настроить так, чтобы они показывали скорость в узлах, морских милях в час и т. д.

Лаг   Лаг  Лаг показывает пройденный путь и среднюю скорость

7. Калибровка лага

Регистрационные датчики для измерения скорости в воде, которые установлены на днища судна, могут давать неверные показания, поскольку слои воды, ближайшие к дну судна, имеют свойство, в некоторой степени, перемещаться вместе с судном.
В лагах также могут отображаться неправильные значения, поскольку нулевая отметка неточно установлена. Кроме того, есть ошибки, зависящие от скорости.
Точность двухосного доплеровского лага при измерении до дна, составляет 0,2−1 узел, в зависимости от производителя. При измерении на воде точность, как правило, ниже, что вызвано турбулентностью на дне судна, особенно в более мелкой воде.
Лаги калибруются по отношению к точной скорости или точному расстоянию. Корректная скорость может быть рассчитана на известном отрезке при условии плавного движении с равномерной скоростью или определяется на основании данных GPS приемника при условии отсутствия течения.

    STW рассчитывается = (Dx3600)/т в секундах

Коэффициент коррекции лага = STW/отображаемая скорость

Наиболее точная калибровка производится на измеренном расстоянии, при этом расстояние, которое необходимо пройти, помечается транзитными метками.
Чтобы устранить влияние любого течения, которое может присутствовать, расстояние измеряется в обоих направлениях и рассчитывается среднее значение двух проходов. Эффект течения пропадет.
Доплеровские и корреляционные лаги измеряют скорость по отношению к морскому дну при условии, что глубина не слишком велика, поэтому эффект течения отсутствует.
У электронных лагов есть настройка калибровки в своих меню.
Коэффициент лага рассчитывается следующим образом:

Судно проходит измеренное расстояние в 13918 м за 10 минут и 18 секунд = 618 секунд. Расчетная скорость по воде (1) - 1,3918 х 3600/618 = 8,11 узла.
На этом проход лага показал 7,8 узла. Коэффициент лага = STW/скорость по лагу = 8,11/7,8 = 1,04 Скорость по лагу, умноженная на коэффициент лага, дает STW = 1,04 х 7,8 = 8,11 узлов.
 Лаг Точная миля в Осло-фьорде

Чтобы получить STW, считайте данные лага и умножьте значение на коэффициент лага.

Для более полного оценки ошибки лага рекомендуется выполнить эту процедуру на нескольких скоростях. Некоторые электронные лаги могут хранить в своей памяти до четырех коэффициентов лага для разных скоростей.

Существует несколько возможных способов калибровки электронных лагов.

  • Лаг настроен так, чтобы показывать тот же SOG, что и STW, считываемый навигационной системой. Это предполагает, что течение отсутствует.
  • Введите коэффициент лога. Некоторые из них могут хранить коэффициенты для разных скоростей.
  • Заплыв вперед и назад на известное расстояние. Путь заносится в журнал и навигатор отмечает, когда начинается измерение. Исходя из этого, лаг может рассчитать поправочный коэффициент.

Требования к точности IMO:

  • Погрешности в показываемой скорости, когда судно идет без воздействия мелководья, ветра, течения и прилива, не должны превышать 2 % от скорости или 0,2 узла, в зависимости от того большей причины.
  • Ошибки в указанном проходе, когда судно работает без внешних факторов, не должны превышать 2 % от прохода судна за 1 час или 0,2 морских мили в каждый час, в зависимости от того, что больше.
  • Если на точность приборов, указывающих скорость и пройденное расстояние, могут повлиять некоторые условия (например состояние моря, температура воды, соленость, скорость звука в воде, глубина воды под килем, крен и дифферент судна), подробная информация о возможных последствиях, должна быть включена в руководство по оборудованию.
  • Производительность приборов должна соответствовать требованиям стандартов: при качке судна, до ±10° и килевой качке, до ±5°.

Лаг

 Электронный вход в настройки калибровки. При вводе параметра коэффициента лага будут показаны более точные значения

Лаг Лаг SAL настраивается для калибровки за несколько проходов


Возврат к списку