Оборудование для работы с балластом
Балластная система используется для накачки морской воды в или из балластных танков. Правила для балластной системы менее строгие, чем для трюмных систем.
Причины для принятия балласта на борт или перераспределения балласта на борту:
- для улучшения остойчивости судна, особенно когда оно без груза;
- чтобы увеличить осадку и тем самым мореходность;
- изменить дифферент;
- чтобы уменьшить изгибающий момент и силы сдвига, действующие на корпус судна;
- чтобы контролировать поперечный крен судна при погрузке и разгрузке. Многие корабли используют для этого противокреновую систему;
- чтобы улучшить маневренность.
Противокреновая система используется для уменьшения крена. Насосы большой производительности (1000 м3/час) установлены между двумя танками (балластными цистернами), по правому и левому бортам. Эти насосы могут перемещать воду из одного танка в другой с большой скоростью. Система полностью автоматическая и должна использоваться на судах с кранами, на контейнеровозах и судах для перевозки «груза на колёсах» (грузовиков, вагонов), Ro-Ro, чтобы уменьшать крен, который может возникнуть при действиях с грузом. Для балластной воды обычно используются носовые и кормовые танки, диптанки (танки над вторым дном судна), танки с двойным дном, крыльевые (боковые) танки, в зависимости от типа судна. Балкеры часто используют для балласта один из трюмов при балластном пробеге (рейсе без груза).
Одно из преимуществ использования балласта вместо топлива в танках с двойным дном – возможность при этом проводить сварные работы в верхней части танка. Очередная морская хитрость.
Проектировщики определяют ёмкость балластных танков исходя из минимального операционного объёма, требуемого классом (IMO) судна. При выборе доступного объёма для балласта и мощности балластных насосов учитывается продолжительность плавания и назначение судна.
На маленьких судах балластные насосы также работают как трюмные.
Балластные насосы – часть системы осушения трюма в том смысле, что балластный насос может служить и как главный трюмный насос.
В отличие от клапанов трюмной системы, клапана системы балласта работают в обе стороны, так как танки должны наполняться и осушаться.
2 – балластная линия к танкам
4 – балластные насосы
5 – фильтры на входе в насосы
Танки с двойным дном и крыльевые танки (по меньшей мере на многофункциональных судах) могут прямо заполняться забортной водой через впускные клапаны, без использования насосов. Быстро и экологично!
Чтобы заполнить или осушить балластные цистерны, используются клапана с дистанционным управлением, а то ведь на самые нижние палубы не набегаешься.
Балластные трубы внутри двойного дна могут быть пластиковыми, но проходы через переборки должны быть стальными для пожарной безопасности.
Всё больше пластиковых труб используется в судостроении. Их главное преимущество – устойчивость к коррозии, и весят они легче. Из недостатков – чувствительность к изменению температуры и меньшая прочность по сравнению со стальными трубами. Их применение одобрено классификационными сообществами. Прогресс пробивает себе дорогу!