Назначение АИС, классы, виды
1. работа в режиме «судно-судно», для предотвращения столкновения;
2. как средство передачи информации о судне и его грузе для береговых служб;
3. как инструмент для систем СУДС, т.е. в режиме «судно-берег».
Автоматическая Идентификационная Система (АИС) состоит из транспондера и контроллера управления (Дисплей с минимальным количеством клавиш управления). Транспондер АИС способен обеспечивать другие суда и компетентные органы информацией о судне в автоматическом режиме с заданной точностью и частотой, способствуя точному отслеживанию. Передача данных осуществляется с минимальным участием судовой команды и с высоким уровнем достоверности.
Выпускаются приборы АИС нескольких типов:
- Приемопередатчики класса А. Они предназначены для установки на торговые суда, такие как грузовые суда и крупные пассажирские суда. Приемопередатчики класса А передают данные с большей мощностью УКВсигнала, чем приемопередатчики класса В, поэтому эти сигналы могут быть получены на более удаленных судах. Кроме того, эти сигналы ретранслируются чаще. Наличие приемопередатчиков класса А является обязательным на всех судах водоизмещением более 300 т брутто на международных рейсах и на некоторых видах пассажирских судов, действующих по мандату СОЛАС.
- Станции АИС для внутреннего судоходства. Аналогичны приемопередатчикам класса А, но имеют дополнительные функции для использования на внутренних водных путях
- Приемопередатчики класса В. Во многих отношениях аналогичны приемопередатчикам класса А, но, они, как правило, имеют более низкую стоимость за счет менее строгих требований к характеристикам. Приемопередатчики класса B передают данные с меньшей мощностью сигнала и с более низкой скоростью передачи данных, чем приемопередатчики класса А.
- Базовые станции АИС. Базовые станции АИС используются системами управления движением судов для мониторинга и контроля передач приемопередатчиков АИС.
- Приемопередатчики Средств Навигационного Оборудования (СНО, AtoN). СНО представляют собой приемопередатчики, устанавливаемые на буи или в других опасных для судоходства местах. Эти приемопередатчики передают данные о своем местоположении окружающим судам.
- Приемники АИС. Приемники AIS получают передачи от приемопередатчиков класса А, класса B, СНО и базовых станций АИС, но не передают никакой информации о судне, на котором они установлены.
- AIS-SART передатчик автоматической идентификационной системы для поиска и спасения.
Статические и динамические данные судна
Информация, передаваемая приемопередатчиком АИС, подразделяется на две категории: статические данные и динамические данные.
Динамические данные судна, которые включают местоположение, скорость относительно грунта (СОГ, SOG) и путевой угол (ПУ, COG), рассчитываются автоматически при помощи внешнего EPFS или внутреннего приемника ГНСС (в зависимости от того, какой из них на данный момент обладает достоверными данными и большим приоритетом). Для отражения актуального динамического состояния судна необходимо также постоянно актуализировать параметр Навигационное состояние.
Статические данные представляют собой информацию о судне, которая должна быть запрограммирована в приемопередатчике АИС. Они включают в себя:
- Идентификатор морской подвижной службы (ИМПС, MMSI)
- Название судна
- Позывной судна (если имеется)
- Тип судна
- Размеры судна
Лицензирование эксплуатации АИС
В большинстве стран эксплуатация приемопередатчика АИС разрешена при условии предоставления лицензии на УКВсвязь. Поэтому судно, на которое должен быть установлен приемопередатчик АИС, должно иметь лицензию на современный радиотелефон УКВдиапазона, в которой указываются тип АИС, позывной судна и номер MMSI. Для получения дополнительной информации по требованиям лицензирования радиосвязи судна свяжитесь, пожалуйста, с соответствующим органом в вашей стране.
Характеристики |
||
Характеристика станции АИС |
Интервал передачи информации |
|
Суда со скоростью менее 2 узлов |
3 минуты |
|
Суда со скоростью 2-14 узлов |
30 секунд |
|
Суда со скоростью 14-23 узлов |
15 секунд |
|
Суда со скоростью более 23 узлов |
5 секунд |
|
Воздушные суда поиска и спасения |
10 секунд |
|
Базовые станции |
10 секунд |
|
Средства навигационного оборудования |
3 минуты |
Типы судов МЭО (ERI): |
||
Код типа судна |
Тип судна
|
|
Первая цифра |
Вторая цифра |
|
|
|
Основные типы судов |
1 |
# |
Резерв |
2 |
# |
WIG |
4 |
# |
Высокоскоростные суда (HSC) |
6 |
# |
Пассажирские суда |
7 |
# |
Грузовые суда |
8 |
# |
Танкеры |
9 |
# |
Другие типы судов |
# |
0 |
Все суда этого типа (без уточнения) |
# |
1 |
Перевозящие DG, HS или MP категории А |
# |
2 |
Перевозящие DG, HS или MP категории В |
# |
3 |
Перевозящие DG, HS или MP категории С |
# |
4 |
Перевозящие DG, HS или MP категории D |
# |
5 |
Резерв |
# |
6 |
Резерв |
# |
7 |
Резерв |
# |
8 |
Резерв |
# |
9 |
Нет дополнительной информации |
|
|
Специальные суда |
5 |
0 |
Лоцманские суда |
5 |
1 |
Поисково-спасательные суда |
5 |
2 |
Буксиры |
5 |
3 |
Портовые тендеры |
5 |
4 |
Суда с оборудованием для ликвидации загрязнения |
5 |
5 |
Патрульные суда |
5 |
6 |
Резерв - для обозначения местных типов судов |
5 |
7 |
Резерв - для обозначения местных типов судов |
5 |
8 |
Медицинские транспорты (как определено Женевской Конвенцией 1949 г. и Дополнительными Протоколами) |
5 |
9 |
Суда в соответствии с Резолюцией RR №18 (Мob-83) |
|
|
Прочие суда |
3 |
0 |
Судно рыболовное |
3 |
1 |
Судно буксирующее |
3 |
2 |
Судно буксирующее при длине буксира более 200 м |
3 |
3 |
Судно, занятое дноуглубительными или подводными работами |
3 |
4 |
Судно, занятое водолазными операциями |
3 |
5 |
Судно, занятое военными операциями |
3 |
6 |
Судно парусное |
3 |
7 |
Судно прогулочное |
3 |
8 |
Резерв |
3 |
9 |
Резерв |
Примечание: