Система контроля перелива на судне
Назначение и задачи системы контроля перелива груза
Система контроля перелива груза — это технический регламент защищающий от цепной реакции рисков. По данным Международной морской организации (IMO), 23% аварий танкеров за 2024 год связаны с переливом груза, а ущерб от одного инцидента может достигать $500 млн.
Угроза взрыва и пожара
Пары бензола, аммиака, метана при концентрации 2-5% в воздухе создают взрывоопасную смесь. Задача — не допустить перелива, который провоцирует утечку летучих соединений.
Судовая прочность
Перегруз танка на 5% сверх нормы увеличивает нагрузку на корпус на 12-18% (расчеты Bureau Veritas). Для старых судов это — прямая угроза разрыва сварных швов.
Нормативная база
SOLAS Глава II-1/25: требует установки систем контроля перелива для танкеров дедвейтом свыше 5 000 тонн.
MARPOL Приложение I: обязывает оснащать суда датчиками давления для контроля паровыделения.
Российский Морской Регистр: допускает использование отечественных аналогов (например, сенсорных панелей ПУхх) при соблюдении погрешности измерений не более 1.5%.
Этапы работы системы
В каждом грузовом танке установлены датчики, которые постоянно считывают уровень жидкости. Обычно применяют два уровня контроля:
- При 95% заполнения танка активируется двухуровневая сигнализация:
Световая: мигающие LED-панели на мостике и в насосном отделении.
Звуковая: сирены с уровнем 120 дБ (громкость реактивного двигателя на взлете). - При 98% срабатывают триггеры аварийных протоколов:
Насосы останавливают вручную или автоматически.
Автоматические клапаны: за 2-4 сек перекрывают подачу продукта (например, пневмоклапаны с силой срабатывания 250 Н·м).
Избыток груза перенаправляется в резервные танки (retention tanks) с двойными стенками.
Выдержка из РМРС Правила классификации и постройки морских судов
9.11.5 На нефтеналивных судах каждый грузовой танк должен быть снабжен системой предотвращения перелива, которая должна отвечать следующим требованиям:
- Быть независимой от измерительной системы грузовых танков;
- Подавать световой и звуковой сигнал при достижении верхнего и предельного уровней в танках судовому оператору и в ПУГО (при его наличии);
- Подавать сигнал при обесточивании системы и датчиков уровня;
- Иметь возможность проверки цепи сигнализации перед началом грузовых операций;
- Подавать условный сигнал для последовательного отключения береговых насосов или клапанов, или и того и другого. Сигналы, насосы и клапаны должны отключаться судовыми операторами.
Применение судовых автоматически закрывающихся клапанов допускается только при наличии разрешения и по согласованию с администрацией порта.
Данные передаются на центральный пульт управления, где отображаются в режиме реального времени. Системы интегрируют с судовыми компьютерами и сенсорными панелями, позволяя оператору контролировать сразу несколько танков и получать комплексную информацию о состоянии груза и параметрах танков (давление, температура). Информация записывается в черный ящик (объем памяти — до 10 000 событий), что критично для страховых расследований и судебных исков.
Проверка исправности и резервные функции
Перед началом грузовых операций проводят тестирование:
- Проверяют целостность цепей сигнализации.
- Тестируют датчики и сигнализация.
- Контролирует питание и резервные источники энергии.
Это снижает риск ложных срабатываний и обеспечивает надежность в критический момент.
Пример
На химовозе с 10 танками установлены акустические датчики, которые при заполнении одного из танков до 95% включают световую и звуковую сигнализацию на мостике и в насосном отделении. Если уровень продолжает расти и достигает 98%, автоматически срабатывают пневматические клапаны и насосы отключаются. При этом данные о событиях записываются в память системы для анализа и отчетности.
Особенности:
- Двухуровневая система — ключ к безопасности: предупреждение и аварийная остановка.
- Независимость сигнализации от основных систем измерения уровня — снижает риск отказа из-за сбоя одного из компонентов.
- Дистанционный контроль и интеграция с автоматикой судна — повышает оперативность реакции экипажа.
- Обязательное тестирование перед загрузкой — предотвращает человеческие ошибки и технические сбои.
Из чего состоит система контроля перелива груза на судах
Выдержка из РМРС Правила классификации и постройки морских судов
9.11.2 Каждое нефтеналивное судно, оборудованное стационарной системой инертных газов, должно быть снабжено закрытой системой замера уровня жидкости в грузовых и отстойных танках. На нефтеналивных судах должна применяться полуоткрытая или закрытая система измерения уровня жидкости в грузовых и отстойных танках.
Cхема системы контроля перелива
Датчики уровня
Датчики бывают разные: поплавковые, магнитные, ультразвуковые (акустические), емкостные, оптические, лопастные. Их задача — следить за тем, чтобы жидкость не перешагнула опасную черту.
Выдержка из РМРС Правила классификации и постройки морских судов
9.11.3 Измерительные трубы грузовых танков должны оборудоваться самозапорной арматурой и снабжаться герметичными крышками, установленными на трубах, выведенных на открытую палубу. При этом высота трубы над палубой должна исключать выход груза на палубу при проведении измерений.
Магнитно-поплавковые датчики просты и надежны. Их применяют для дизельного топлива, бензина, воды (для вязких сред есть модели с усиленной механикой). Работают даже в агрессивных и взрывоопасных средах. Магнитный поплавок замыкает контакт, когда уровень достигает критической отметки. Когда продукт в отсеке достигает заданного уровня, поднимающийся поплавок уровня размыкает два контакта, которые вызывают свечение желтой лампочки на табло. Второй поплавок переполнения имеет два нормально замкнутых контакта, которые будут размыкаться и автоматически прекращать подачу питания на насосную станцию.
|
|
Ультразвуковые (акустические) уровнемеры — бесконтактные, для химически активных продуктов и ситуаций, где важна гигиена и безопасность. Не боятся ни коррозии, ни электромагнитных помех. Уровень продукта измеряется металлическим стержнем создающим затухающие акустические колебания с помощью электроакустического преобразователя. Скорость затухания зависит от того, контактирует ли чувствительная зона датчика с жидкостью.
Если стержень не погружен в жидкость, то акустические волны распространяются по стержню без затухания. Соприкосновение чувствительного элемента стержня с жидкостью приводит к затуханию части волн, и на выходе датчика появляется сигнал, который поступает в канальный блок. В канальном блоке размещаются зеннер-барьеры, релейные модули и модуль управления световой и звуковой сигнализациями. На панели индикации расположены световые индикаторы, сигнализирующие о достижении предельного (95%) или аварийного (98%) уровней, индикаторы исправности канала связи (LINE) и самого датчика (SENSOR). При достижении уровня нижнего среза длинного стержня (95% заполнения) или короткого (98% заполнения) световые индикаторы начинают мигать и одновременно включаются сирена и проблесковый огонь.
Емкостные уровнемеры — основаны на принципе изменения электрической емкости датчика в зависимости от окружающей среды. Точны, не требуют обслуживания, работают в сложных условиях, где другие датчики быстро выходят из строя. Из минусов - не подойдет для продуктов с низкой диэлектрической проницаемостью.
В среднем, на каждом танкере установлено от 10 до 40 датчиков, в зависимости от числа грузовых емкостей и их объема. Около 87% аварийных переливов было предотвращено благодаря своевременной работе датчиков уровня (данные IMO за 2023 год).
Сигнализация

Индикатор заполнения топливных цистерн
Когда уровень груза достигает 95% — включается первый рубеж: световая и звуковая сигнализация. Это не просто лампочка на пульте, а целая система оповещения — сирены, проблесковые маяки, дублирующие сигнальные панели на мостике и в насосном отделении.
Если уровень поднимается до 98%, срабатывает аварийная сигнализация. В этот момент счет идет на секунды: автоматически или вручную останавливается подача продукта, активируются запорные клапаны, а экипаж получает четкое указание к действию.
Запорные клапаны и управляющие реле
Без автоматических клапанов и реле система контроля была бы неполной. Запорные устройства, управляемые сигналами от датчиков, мгновенно перекрывают подачу груза при достижении критического уровня. На судне используют как электромагнитные, так и пневматические клапаны, рассчитанные на работу в условиях морской коррозии и вибраций.
Контроллеры и релейные блоки обрабатывают сигналы, координируют работу датчиков, сигнализации и исполнительных механизмов. Часто эти устройства интегрируют с судовой системой управления, позволяя оператору видеть полную картину на сенсорной панели или судовом компьютере.
Дополнительные элементы
Датчики давления — страхуют от разрыва или схлопывания стенок танка, фиксируя избыточное давление при быстром заполнении.
Температурные датчики — контролируют состояние сальников, подшипников, насосов, предотвращая перегрев и связанные с ним аварии.
Смотровые стекла — архаика, но иногда используют как резервное средство контроля в емкостях с давлением до 70 кПа.
Системы проверки цепей — тестируют работоспособность сигнализации и датчиков перед началом каждой грузовой операции.
Проверка и техническое обслуживание системы контроля перелива груза
Разлив нефти, химикатов или сжиженного газа превращает океан в «зону отчуждения».
Пример: перелив 1 000 тонн мазута в 2020 году у берегов Маврикия привел к значительному повреждению экосистем. Система контроля здесь — последний рубеж перед экологической катастрофой.
Регламент проверки системы
- Периодичность и регламент
- Перед каждой грузовой операцией — обязательное тестирование всех компонентов.
- В рамках планового технического обслуживания — не реже одного раза в месяц или по графику, установленному судовладельцем и классификационным обществом.
- После любого ремонта или переоборудования системы.
- Проверка датчиков уровня и сигнализации
- Тестирование автоматических запорных клапанов и исполнительных механизмов
- Контроль кабельных трасс и электрических соединений
- Проверка резервных источников питания и систем самотестирования
- Очистка и калибровка датчиков — регулярное удаление загрязнений, особенно на поплавках и ультразвуковых сенсорах, чтобы избежать искажений данных.
- Смазка и проверка подвижных частей клапанов — предотвращение залипания и механических сбоев.
- Обновление программного обеспечения контроллеров — для повышения точности и стабильности работы.
- Проверка и замена изношенных элементов — кабелей, уплотнителей, предохранителей.
- Документирование и отчетность
Проверка системы контроля перелива проводят:
Регулярность проверок подтверждается международными требованиями SOLAS и национальными нормами, а также рекомендациями Российского Морского Регистра Судоходства.
Тестирование срабатывания сигнализации при достижении уровней 95% и 98%.
Проверка целостности и правильности подключения датчиков (например, моделей СЖУ-2-1 для легких жидкостей и СЖУ-1-В для вязких грузов).
Проверка работы световых и звуковых сигналов на мостике, в насосном отделении и на посту управления грузовыми операциями.
Проверка срабатывания клапанов при аварийном уровне. Клапаны должны перекрывать подачу в течение 2-5 секунд.
Осмотр на предмет коррозии, износа и механических повреждений.
Проверка пневматических или электромагнитных приводов, включая состояние питающих линий и управляющих реле.
Замер сопротивления изоляции кабелей, чтобы исключить короткие замыкания и утечки тока.
Проверка переходного сопротивления заземляющих перемычек и молниеотводов, что важно для защиты от статического электричества.
Диагностика целостности цепей сигнализации с помощью приборов для измерения сопротивления изоляции (например, «Дипсэл»).
Контроль состояния аккумуляторных батарей, обеспечивающих работу системы при отключении основного питания.
Тестирование встроенных функций самоконтроля и сигнализации о потере питания.
Техническое обслуживание:
На одном из российских танкеров в 2023 году при плановой проверке системы контроля перелива была обнаружена неисправность в кабельной трассе, вызвавшая ложное срабатывание сигнализации. Своевременное техническое обслуживание позволило избежать остановки грузовой операции и предотвратить возможный инцидент.
Все проверки и техническое обслуживание фиксируют в судовых журналах с указанием даты, исполнителя, результатов и рекомендаций. Это обязательное требование для прохождения инспекций Российского Морского Регистра и международных классификационных обществ.
Типовые неисправности системы контроля перелива груза и способы устранения
|
1. Сбои в работе датчиков уровня
Причины:
Засорение поплавков или ультразвуковых сенсоров грязью, осадками, парами.
|
2. Неисправности сигнализации и исполнительных механизмов
Причины:
|
|
3. Ошибки операторов и неправильная эксплуатация
Причины:
|
4. Повреждения кабельных трасс и электрических соединений
Причины:
|
На одном из судов в 2023 году ложное срабатывание сигнализации было вызвано загрязнением ультразвукового датчика нефтяными парами. Очистка и повторная калибровка устранили проблему. В другом случае отказ пневматического клапана привел к почти переливу, который удалось предотвратить ручным вмешательством экипажа.
Практические рекомендации по эксплуатации системы контроля перелива груза
| 1. Использование только сертифицированных компонентов |
|
Несертифицированные датчики, клапаны или кабели могут давать сбои, искажать данные или вообще выйти из строя в неподходящий момент. Рекомендация: При замене или модернизации используйте только компоненты, имеющие сертификаты соответствия требованиям Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) или других признанных классификационных обществ. |
| 2. Регулярная калибровка и поверка датчиков |
|
Со временем датчики могут терять точность из-за вибрации, коррозии, отложений на сенсорах и других факторов. Рекомендация: Проводите калибровку и поверку датчиков в соответствии с графиком, установленным производителем. Например, акустические датчики уровня требуют более частой калибровки, чем магнитострикционные, особенно при работе с вязкими или агрессивными грузами. Используйте для этого специализированное оборудование и обученный персонал. |
| 3. Осмотр и функциональное тестирование перед каждой грузовой операцией |
|
Даже небольшие повреждения кабелей, коррозия контактов или отказ одного из элементов могут привести к аварийной ситуации. Рекомендация: Перед началом каждой грузовой операции проводите осмотр всех компонентов системы контроля перелива. Убедитесь в отсутствии видимых повреждений, проверьте состояние кабелей и соединений. Обязательно проводите функциональное тестирование: имитируйте достижение пороговых уровней и убедитесь, что сигнализация срабатывает, а клапаны перекрываются. |
| 4. Ведение подробной документации |
|
Подробные записи обо всех проверках, обслуживании и ремонтах позволяют отслеживать ее состояние, выявлять закономерности в отказах и планировать профилактические мероприятия. Рекомендация: Ведите журналы, в которых фиксируйте все операции с системой контроля перелива. Указывайте дату, время, исполнителя, результаты проверки и обнаруженные неисправности. Сохраняйте копии сертификатов на оборудование и протоколы калибровки. |
| 5. Обучение и тренировки персонала |
|
Даже самая надежная система не предотвратит аварию, если экипаж не знает, как ее использовать и что делать в случае нештатной ситуации. Рекомендация: Регулярно проводите обучение и тренировки персонала, ответственного за грузовые операции. Ознакомьте экипаж с принципами работы системы контроля перелива, порядком действий при срабатывании сигнализации и способами устранения неисправностей. |
| 6. Интеграция с судовой системой управления |
|
Интеграция позволяет оперативно получать информацию о состоянии системы контроля перелива, контролировать параметры состояния балластных, топливных и грузовых танков и принимать решения на основе полной и достоверной картины. Рекомендация: Интегрируйте систему контроля перелива с судовой системой управления, чтобы иметь возможность наблюдать данные с датчиков уровня, давления и температуры в режиме реального времени. Настройте автоматическое оповещение о нештатных ситуациях. |
| 7. Использование антистатических присадок |
|
При перекачке грузов, аккумулирующих статическое электричество, может возникнуть искра, способная воспламенить пары груза. Рекомендация: Для увеличения допустимой скорости налива грузов, аккумулирующих статическое электричество, вводят в них антистатические присадки. |
| 8. Контроль за выполнением грузового плана |
|
Неправильное распределение груза по танкам приведет к перегрузке отдельных элементов корпуса и потере остойчивости судна. Рекомендация: Проверяйте соответствие фактической загрузки плановой после окончания налива груза в одну группу танков или в один танк и начала заполнения других танков. |
Система контроля перелива груза — это сложный механизм, который работает по принципу непрерывного мониторинга и многоуровневой защиты. Это предотвращает критические ситуации еще до того, как возникнут проблемы.
Наша компания предлагает помощь с техническим обслуживанием, диагностикой и ремонтом судовых систем автоматизации. Свяжитесь с нами любым удобным способом, наш менеджер предложит вариант сотрудничества исходя из ваших пожеланий. Наша команда выполнит работу аккуратно и в кратчайший срок.
https://b24-oiffn3.bitrix24.site/zayavka-avtomatica/


