Ремонт и техническое обслуживание оборудования

08.11.2021

Ремонт и техническое обслуживание оборудования

1. Введение

Техническое обслуживание – важная часть жизненного цикла судового оборудования: для предотвращения неисправностей была разработана система планирования обслуживания (PMS, Planned Maintenance Systems).
FMEA, анализ видов и последствий отказов, который является обязательным для высших классов нотации DP (динамического позиционирования), также даёт представление о последствиях единичной неисправности и способах предотвращения нежелательных последствий. Наблюдение и сбор данных о неисправности, затронутых системах, сигнализации до неисправности помогают улучшить плановое обслуживание.
Чтобы помочь в обслуживании, всё больше судов имеют на борту компьютерные системы для удалённого мониторинга и управления жизненным циклом. Такие системы подключены к информации о срабатывании сигнализации в компьютерной памяти, устанавливая связь типа неисправности с наработкой часов соответствующей системы, для того чтобы запланировать обслуживание.
С помощью спутниковой связи поставщики оборудования могут наблюдать за оборудованием на борту и давать советы экипажу, или расходные материалы и запчасти могут быть заказаны, чтобы их можно было получить в следующем порту захода.

2. Вращающиеся механизмы
2.1. Машины с воздушным охлаждением
Очистка или замена воздушных фильтров, внешний осмотр обмоток статора и ротора. Особое внимание на «свободные» крепления проволоки между выпрямителями и обмотками на полюсах.
Общая очистка, если внутри найдены загрязнения. Смазка роликовых подшипников по инструкции изготовителя.

2.2. Машины с водяным охлаждением

То же, что и для машин с воздушным охлаждением в п.2.1. Кроме того, проверить обнаружение утечки охлаждающей жидкости и соответствующей сигнализации.

2.3. Большие машины с втулочными подшипниками

Проверить кольцевой зазор ротора в статоре. Записать данные, проверить зазор подшипника и систему смазки.

2.4. Машины с роликовыми подшипниками

Роликовые подшипники должны быть смазаны в соответствии с инструкцией изготовителя.

2.5. Сопротивление изоляции

Измерить сопротивление изоляции и зарегистрировать данные и условия измерения, такие как «теплые после работы» или «холодные после длительного перерыва в работе».

2.6. Контактные кольца и щетки

Визуальный осмотр для выявления царапин и большого износа щеток.

3. Кабели
3.1. Кабели в горячих зонах

Осмотреть кабели, проложенные в горячих зонах, обращать внимание на изменения цвета из-за перегрева проводников. Заменить кабеля на термостойкие, если необходимо.

3.2. Кабели в опасных зонах

Проверить кабели на повреждения внешних оболочек. По возможности заделать повреждения, чтобы избежать коррозии металлической оплётки под оболочкой. Проверить уплотнения на входе кабелей в сертифицированное оборудование безопасности.

3.3. Сопротивление изоляции

Замерить сопротивление изоляции всех кабелей в безопасных зонах. Замерить все выходящие группы системы распределения мощности, включая потребителей. Использовать проверочный лист измерений мегаомметром для новых судов как основу.

4. Распределительные устройства
4.1.  Осмотр на наличие грязи

Очистка или замена воздушных фильтров. Осмотр электрических соединений, обращать внимание на изменение цвета из-за перегрева. Осмотр шинопроводов.

4.2. Осмотр подвижных контактов

Это применимо к контактам-«тюльпанам» съемных автоматических выключателей и стартеров. Проверить работоспособность пружин, если к ним нет доступа, провести испытания на проводимость.

4.3. Термофотография

Термофотография с использованием инфракрасной камеры – быстрый способ обнаружить плохой контакт. Её нужно делать с цепями под нагрузкой или сразу после того, как нагрузка была снята. Если обнаружено горячее пятно, нужно сделать термофотографию в цвете для этого места, чтобы идентифицировать горячее место. Некоторые термокамеры подстраивают диапазон снимка по самому горячему месту на картинке. Таким образом, ярко-зелёное пятно может быть 35°С на одном снимке и 135°С на другом.
Некоторые распределительные щиты не дают достаточного доступа, чтобы сфотографировать все возможные горячие точки. Такие щиты также должны быть визуально проинспектированы после выключения и открытия дверцы (см. рисунки).

      Ремонт и техническое обслуживание оборудования  Ремонт и техническое обслуживание оборудования

4.4. Проводимость соединения «шина-шина» и сопротивление изоляции
Полосы шин обычно изготовлены из электролитической меди, хорошо проводящем, но довольно мягком материале.
Соединения шин делаются стальными болтами, гайками и пружинными шайбами. Под полной нагрузкой шина может иметь температуру 125°С. Самофиксирующиеся гайки с ПВХ или нейлоновым фиксатором должны выдерживать эти температуры. Гайки должны закручиваться динамометрическим ключем, чтобы избежать перенапряжение меди. Перегрузка свыше предела текучести меди приводит к ослаблению соединений.
Проверка всех соединений шинопроводов в распределительном щите динамометрическим ключом – большая работа, даже не говоря об открывании и закрывании шинных отсеков.
Другой способ проверки этих соединений – измерение их сопротивления прибором с малым собственным сопротивлением. Измеряют сопротивление первой отходящей группы кабелей ко второй, вторую к третьей и так далее.
Когда открыты все размыкатели цепи, можно измерить сопротивление изоляции шинопровода.

5. Размыкатели цепи
5.1. Низкое напряжение

Большинство размыкателей цепи низкого напряжения – это воздушные выключатели, с главным контактом, дуговым контактом и дугогасительной камерой. Камеру нужно отсоединить и проверить на наличие мусораю Дуговой контакт и главный контакт нужно проверить на повреждения. Интервал – раз в год, или после серьезной неисправности.

5.2 Высокое напряжение

Большинство размыкателей цепи высокого напряжения или наполнены газом, или вакуумированы и не могут быть открыты для инспекции контактов. Поэтому сопротивление закрытых контактов в микроомах можно измерить тем же оборудованием, которое применялось для измерения проводимости шинопровода.

5.3. Функциональный тест

Проверить размыкатели цепи в тестовом положении на правильное открытие и закрытие. Проверить удалённое управление, механизм синхронизации (выключение устройства синхронизации в правильный момент, как будет видно в синхроноскопе).

5.4. Калибровка защитных устройств

Калибровка защитных устройств, таких как отключение при сверхтоках, токах короткого замыкания, размыкателях по напряжению, обратной мощности, дифференциальной защиты и их настроек по времени требует специалистов и специального оборудования. Интервал между тестами 5 лет.

6. Стартовые устройства

Стартеры должны быть визуально осмотрены на отсутствие загрязнений и почищены при необходимости. Проверить на области нагрева:

  • систему низкого напряжения;
  • систему высокого напряжения;
  • тип дросселя;
  • тип автотрансформатора.

7. Преобразовательное оборудование
7.1. С воздушным охлаждением

Очистка или замена воздушных фильтров, визуальная инспекция обмоток, визуальная инспекция соединений, проверка на области нагрева.

7.2. С водяным охлаждением

Очистка теплообменника, проверка сигнализации о протечках, визуальная инспекция обмоток, визуальная инспекция соединений, проверка на области нагрева.

7.3. Компоненты электроники

Чувствительные электронные устройства, такие как печатные платы (PSB’s) в выпрямителях и преобразователях должны поддерживаться чистыми от пыли, отложений соли, а также регулярно проверяться.

8. Трансформаторы
8.1. С воздушным охлаждением

Очистка или замена воздушных фильтров, проверка вентиляторов, если они есть, визуальная инспекция обмоток, визуальная инспекция соединений, проверка на области нагрева.

8.2. С водяным охлаждением

Очистка теплообменника, проверка сигнализации о протечках, проверка насосов, визуальная инспекция обмоток, визуальная инспекция соединений, проверка на области нагрева.

9. Аварийные генераторы

Аварийные генераторыдолжны каждую неделю запускаться для проверки. Обе системы запуска – первая (аккумуляторы) и вторая (обычно другого типа, например пружинная или гидравлическая) должны быть проверены.
Должен быть протестирован автоматический старт первой системы запуска моделированием отсутствия напряжения в цепи питания от главного распределительного щита на аварийный.

10. Системы предупреждения и мониторинга

Необходимо проверить правильную работу предохранителей-выключателей по температуре, давлению и скорости потока. На симуляцию температуры, давления и поток уходит много времени.
Аналоговые датчики проверяются легче: при остановленном двигателе все реальные температуры и потоки отображаются на панели температуры двигателя, или панели температуры предварительного нагрева мотора.
При вращающихся подшипниках двигателя давления и температуры можно сравнить, легко определив неисправный датчик.
Аналогично для датчиков температуры выхлопных газов: от нулевой до полной нагрузки все они должны показывать температуру в одном интервале.
Можно использовать «сдаточный список».

11. Аккумуляторные батареи

Батареи должны быть проверены на:
  • правильный уровень электролита;
  • чистые от коррозии контакты;
  • трещины в корпусе.

Также должна быть проверена ёмкость батареи путем частичного разряда и измерения напряжения батареи. Результат зависит от ёмкости и типа батареи. Данные необходимо записывать. Сравнивая их, можно предугадать, когда наступит конец срока службы батареи.
Так как ёмкость батареи зависит от окружающей температуры, регулярно нужно проверять её, особенно в зимнее время.


Иностранный язык:  en

Возврат к списку