![]() |
Пожарная сигнализация играет важную роль в системе безопасности судна, обеспечивая раннее обнаружение возгораний и минимизируя риски для экипажа и имущества. Однако, чтобы эта система работала эффективно, необходимо проводить регулярные проверки и техническое обслуживание. Далее мы рассмотрим процесс проверки пожарной сигнализации на судне, включая основные этапы, инструменты, нормативные требования и необходимые документы. Это поможет вам не только обеспечить безопасность на борту, но и избежать возможных штрафов и проблем с инспекциями. |
Проверка датчиков пожарной сигнализации
В требованиях Конвенции "СОЛАС-74", правилах РМРС и РКО предусмотрена необходимость периодической проверки системы пожарной сигнализации и ее датчиков на судне: Функционирование системы обнаружения должно периодически проверяться с помощью специального оборудования, имитирующего пожар (дым, высокая температура, открытое пламя). Все датчики должны быть такого типа, чтобы их можно было испытать на правильную работу и установить в положение нормальной работы без замены какой-либо детали". | ![]() |
![]() |
Проверка установок проводится один раз в месяц. При проверке используется следующая контрольно-измерительная аппаратура: мультиметры с пределом измерения до 300 В, мегаомметр до 500 В, TESTIFIRE (комбинированный прибор, который позволяет проверять все датчики: дымовые и тепловые), инфракрасный фонарик для проверки оптических датчиков. Общая работоспособность установки проверяется получением сигнала тревоги с помощью искусственно вызванных источников дыма, тепла, инфракрасного излучения от горения пламени или нажатием кнопки ручного извещателя, а также имитацией повреждений (обрыв, короткое замыкание, выход из строя датчика). Величина воздействующего фактора должна быть больше порога срабатывания датчика, но меньше величины, при которой датчик может выйти из строя. |

Проверке подлежит:
- надежность автоматического включения аварийных источников питания системы пожарной сигнализации (подключение аккумуляторных батарей к блоку питания, при их наличии);
- надежность включения, переключения и фиксации контрольно-переключательных устройств в блоке питания, при потере основного питания;
- наличие предохранительных стекол и действие возвратных пружин у ручных извещателей, установленных на открытых палубах.
Техническое обслуживание осуществляется электромехаником судна, либо сторонней сервисной компанией, имеющей свидетельство о соответствии предприятия №22004000МК на проведение данных работ. Оно включает в себя профилактические работы по плановой проверке работоспособности установок, ремонт оборудования и уход за пожарной станцией. Вахтенный помощник, либо иное лицо, которое несет вахту, контролирует исправность пожарной станции (на отсутствие ошибок (алармов) и датчики в активном режиме). При наличии сигнала о пожаре или аварии в системе действует согласно инструкции на судне.
Во время теста пожарной сигнализации, система ставится в тест режим, если данная функция присутствует в пожарной станции. В этом режиме не будет звенеть общая тревога, и не будет отключаться судовое оборудование, которое должно отключаться при аварии. При одновременном срабатывании 2х датчиков в тест режиме, всё будет реагировать, как на реальный пожар, включится сигнал тревоги и отключится необходимое оборудование.
Проверка тепловых датчиков
Проверка датчиков пожарной сигнализации осуществляется при помощи тепловых имитаторов. Они должны плотно соприкасаться с чувствительным элементом датчика, расположенным на высоте от 2,5 до 5 м. Нагрев до порога срабатывания должен быть обеспечен при минимальной температуре окружающей среды. Для проверки датчиков на большой высоте применяют штанги изменяемой длины, а также подсветку для работы в условиях недостаточной освещенности. Устройства контроля должны обеспечивать проверку датчиков без демонтажа и не повреждать их. Устройство для проверки датчиков температуры (ПДТ), состоит из корпуса с нагревателем, штанги, рукоятки и АКБ. Подключается к источнику питания 24 В, нагревает датчик до срабатывания светового индикатора (обычно в течение 40 секунд) и не используется во взрывоопасных помещениях. Во взрывоопасных зонах используют имитаторы во взрывобезопасном исполнении. В них применяют мощные источники тепла - галогенные лампы (например, КГМ-27-50-1) или нихромовые спирали. |
![]() |
Проверка дымовых датчиков


Имитаторы дыма для проверки датчиков должны быть нетоксичными и не вызывать коррозии. Время проверки одного датчика — 5–10 секунд. Концентрация дыма должна гарантированно достигать приемной камеры датчика, даже если он установлен на высоте 5 метров.
Камера дыма должна соответствовать ГОСТ 12.1.017-79. Световой поток проходит через камеру, и порог срабатывания вычисляется по формуле:
k=((E0−E1)/E0)×100%
где E0 — начальная освещенность, E1 — освещенность при срабатывании датчика
Методы проверки датчиков пожарной сигнализации на судне


Прибор проверки датчиков дыма (ПДД)


Аэрозольные составы
Заявка на проверку датчиков пожарной сигнализации на судне
Мы предоставляем свою помощь по проверке и ремонту пожарной сигнализации и систем пожаротушения. Проверка не приводит к выходу датчиков из строя и гарантирует повторяемость тестов. Наши специалисты обучены работе с современным оборудованием и имеют все необходимые допуски. Идем навстречу нашим клиентам и предлагаем гибкие условия. Заполните форму заявки и менеджер компании с вами свяжется для обсуждения подходящего формата сотрудничества.
https://b24-oiffn3.bitrix24.site/zayavka-avtomatica/


