Назначение АИС, классы, виды

19.11.2013

Назначение АИС, классы, виды

Автоматическая Идентификационная  Система (АИС) призвана улучшить безопасность мореплавания, помогая в эффективной навигации судов, в вопросах защиты окружающей среды, и для взаимодействия со Службами Управления Движения Судов (VTS) и отвечает следующим функциональным требованиям:

1.    работа в режиме  «судно-судно», для предотвращения столкновения;

2.    как средство передачи информации о судне и его грузе для береговых служб;

3.    как инструмент для систем СУДС, т.е. в режиме «судно-берег».

Автоматическая Идентификационная Система (АИС) состоит из транспондера и контроллера управления (Дисплей с минимальным количеством клавиш управления). Транспондер АИС способен обеспечивать другие суда и компетентные органы информацией о судне в автоматическом режиме с заданной точностью и частотой, способствуя точному отслеживанию. Передача данных осуществляется с минимальным участием судовой команды и с высоким уровнем достоверности.

Увеличение числа судов, оборудованных транспондерами АИС и объектов, связанных с навигацией, может увеличить безопасность судоходства. Поэтому IMO постановила, что постепенно все суда, находящиеся под регулированием конвенции по безопасности SOLAS, должны быть оборудованы оборудованием Автоматической Идентификационной Системы (АИС) в соответствии с определенным графиком. Начало оснащения судов этим оборудованием - 1.07.2002, в зависимости от класса судов и их размеров (обязательно для всех вновь строящихся судов) до 1.07.2008 для всех судов, построенных до 1.07.2002, но не участвовавших в международных рейсах. Все суда водоизмещением более 300 тонн и занятые на международных рейсах должны быть оборудованы АИС с 1.07.2004, до первой сертификации на безопасность или, по крайней мере, не позже 31.12.2004.
Морская  автоматическая  идентификационная  система  (АИС)  представляет  собой  систему оповещения о местоположении и систему представления сведений о судне. Она позволяет судам, оборудованным  АИС,  автоматически  обмениваться  информацией  в  динамическом  режиме  и регулярно обновлять данные о своем местоположении, скорости, курсе и т.п. (например, данные о принадлежности  судна)  с  судами,  оборудованными  аналогичным  образом.  Местоположение определяется с помощью систем ГЛОНАСС или GPS и связи между судами, осуществляемой в УКВ-диапазоне (диапазоне ОВЧ). 

 Выпускаются приборы АИС нескольких типов: 
 
  • Приемопередатчики класса А. Они предназначены для установки на торговые суда, такие как  грузовые  суда  и  крупные  пассажирские  суда.  Приемопередатчики  класса  А передают данные с большей мощностью УКВсигнала, чем приемопередатчики класса В, поэтому эти сигналы  могут  быть  получены  на  более  удаленных  судах.  Кроме  того,  эти сигналы ретранслируются  чаще.  Наличие  приемопередатчиков  класса  А  является  обязательным  на всех судах водоизмещением более 300 т брутто на международных рейсах и на некоторых видах пассажирских судов, действующих по мандату СОЛАС. 
  • Станции АИС для внутреннего судоходства. Аналогичны приемопередатчикам класса А, но имеют дополнительные функции для использования на внутренних водных путях 
  • Приемопередатчики  класса  В.  Во  многих  отношениях  аналогичны  приемопередатчикам класса  А,  но,  они,  как  правило,  имеют  более  низкую  стоимость  за  счет  менее строгих требований  к  характеристикам.  Приемопередатчики  класса  B  передают  данные  с  меньшей мощностью сигнала и с более низкой скоростью передачи данных, чем приемопередатчики класса А. 
  • Базовые  станции  АИС.  Базовые  станции  АИС  используются  системами  управления движением судов для мониторинга и контроля передач приемопередатчиков АИС. 
  • Приемопередатчики  Средств  Навигационного  Оборудования  (СНО,  AtoN).  СНО представляют собой приемопередатчики, устанавливаемые на буи или в других опасных для судоходства  местах.  Эти  приемопередатчики  передают  данные  о  своем  местоположении окружающим судам. 
  • Приемники АИС. Приемники AIS получают передачи от приемопередатчиков класса А, класса B, СНО и базовых станций АИС, но не передают никакой информации о судне, на котором они установлены. 
  • AIS-SART передатчик автоматической идентификационной системы для поиска и спасения. 
      
Статические и динамические данные судна   

Информация,  передаваемая  приемопередатчиком  АИС,  подразделяется  на  две  категории: статические данные и динамические данные. 
Динамические  данные  судна,  которые  включают  местоположение,  скорость  относительно  грунта (СОГ, SOG) и путевой угол (ПУ, COG), рассчитываются автоматически при помощи внешнего EPFS или внутреннего приемника ГНСС (в зависимости от того, какой из них на данный момент обладает достоверными  данными  и  большим  приоритетом).  Для  отражения  актуального  динамического состояния судна необходимо также постоянно актуализировать параметр Навигационное состояние. 
 
Статические  данные  представляют  собой  информацию  о  судне,  которая  должна  быть запрограммирована в приемопередатчике АИС. Они включают в себя:   
  • Идентификатор морской подвижной службы (ИМПС, MMSI) 
  • Название судна   
  • Позывной судна (если имеется)   
  • Тип судна   
  • Размеры судна 
   
Лицензирование эксплуатации АИС   

В большинстве стран эксплуатация приемопередатчика АИС разрешена при условии предоставления лицензии на УКВсвязь. Поэтому судно, на которое должен быть установлен приемопередатчик АИС, должно иметь лицензию на современный радиотелефон УКВдиапазона, в которой указываются тип АИС, позывной судна и номер MMSI. Для получения дополнительной информации по требованиям лицензирования  радиосвязи  судна  свяжитесь,  пожалуйста,  с  соответствующим  органом  в  вашей стране.   
          

  Характеристики

 Характеристика станции АИС

Интервал передачи

информации

  Суда со скоростью менее 2 узлов

3 минуты

  Суда со скоростью 2-14 узлов

30 секунд

  Суда со скоростью 14-23 узлов

15 секунд

  Суда со скоростью более 23 узлов

5 секунд

  Воздушные суда поиска и спасения

10 секунд

  Базовые станции

10 секунд

  Средства навигационного оборудования

3 минуты

 

Типы судов МЭО (ERI):

Код типа судна

  Тип судна

 

Первая цифра

Вторая цифра

 

 

  Основные типы судов

1

#

  Резерв

2

#

  WIG

4

#

  Высокоскоростные суда (HSC)

6

#

  Пассажирские суда

7

#

  Грузовые суда

8

#

  Танкеры

9

#

  Другие типы судов

#

0

  Все суда этого типа (без уточнения)

#

1

  Перевозящие DG, HS или MP категории А

#

2

  Перевозящие DG, HS или MP категории В

#

3

  Перевозящие DG, HS или MP категории С

#

4

  Перевозящие DG, HS или MP категории D

#

5

  Резерв

#

6

  Резерв

#

7

  Резерв

#

8

  Резерв

#

9

  Нет дополнительной информации

 

 

  Специальные суда

5

0

  Лоцманские суда

5

1

  Поисково-спасательные суда

5

2

  Буксиры

5

3

  Портовые тендеры

5

4

  Суда с оборудованием для ликвидации загрязнения

5

5

  Патрульные суда

5

6

  Резерв - для обозначения местных типов судов

5

7

  Резерв - для обозначения местных типов судов

5

8

  Медицинские транспорты (как определено Женевской Конвенцией 1949 г. и Дополнительными Протоколами)

5

9

  Суда в соответствии с Резолюцией RR №18 (Мob-83)

 

 

  Прочие суда

3

0

  Судно рыболовное

3

1

  Судно буксирующее

3

2

  Судно буксирующее при длине буксира более 200 м

3

3

  Судно, занятое дноуглубительными или подводными работами

3

4

  Судно, занятое водолазными операциями

3

5

  Судно, занятое военными операциями

3

6

  Судно парусное

3

7

  Судно прогулочное

3

8

  Резерв

3

9

  Резерв

    
Примечание:
1. DG - опасные грузы; HS - вредные составляющие; MP - морские поллютанты..
2.Знак # - указывает на возможные комбинации первой и второй цифр.

© cirspb.ru



Иностранный язык:  en

Возврат к списку