Радарный оверлей

29.06.2015

Радарный оверлей

В соответствии с Резолюцией ИМО MSC.282(86) с 2012 по 2018 годы все морские суда должны быть  оснащены ЭКНИС системами, которые станут элементами интегрированной навигационной системы.
 
Основа ЭКС – это судовой компьютер. В качестве внешних навигационных устройств  может подключаться: приемник ГНСС ( ГЛОНАСС, GPS), гирокомпас, магнитный и спутниковый компасы, лаг, эхолот, САРП, РЛС, транспондер АИС, авторулевой, СКДВП, датчик ветра. Неоспоримо, что такое представление информации удобно для  судоводителя.
 
Радарный оверлей
 
Радарный оверлейОднако, не все так просто. Со значимыми преимуществами, есть и значимые недостатки. При возникновении сбоев, необходимо уметь выявлять наличие ошибок, а это не возможно без понимания работы системы и наличия специальных средств. К таким средствам можно отнести режим наложения  радиолокационного изображения  (РЛИ) на карту – то есть  «радарный оверлей». Иными словами, дублирование радара на фоне карты. Этот режим можно использовать в качестве средства диагностики безошибочности  работы навигационного оборудования.
 
Существуют два типа сопряжения ЭКНИС с радаром: «цифровое NMEA- сопряжение» (если  в радаре есть режим автоматического сопровождения целей, при котором возможно вводить в ЭКНИС данные о сопровождаемых радаром целях), подключение через радарный процессор ( преобразует сигналы радара в цифровую форму). А в результате мы получаем наложение РЛИ  на карту.
 

Какие же изменения произойдут при наложении РЛИ на карту:

- вместо точки, которая обозначает местонахождение буя или вехи, на карте будет  протяженная радиолокационная отметка (РЛО), которая во много превышает истинные размеры объекта. И это надо уметь правильно понимать, т.к. истинное положение будет строго посередине  передней кромки РЛО.
- происходит расширению сигнала от береговой черты при ее облучении под острыми углами. Отображаемый сигнал от берега  заходит на область воды, при наблюдении его на больших расстояниях, а по мере приближения, возвращается  к своему истинному.  Наиболее достоверная оценка береговой линии осуществляется при  «перпендикулярном» по направлению к береговой линии облучении радаром при движении судна вдоль берега. Этот  эффект есть и на самом радаре, однако не столь явно заметен.
- РЛИ от береговой черты не всегда соответствует реальной береговой черте (а значит и картографическому ее изображению). Это из-за того, что пологий берег плохо отражает РЛС и часто не виден на радаре, а эффективное отражение происходит от крутых склонов или крупных береговых объектов, которые за береговой чертой.
 

К каким ошибкам это все может привести?

  1. картографическим, т.е. никогда нельзя абсолютно доверять тем данным, которые представлены на карте. В режиме радарного оверлея подобные расхождения и ошибки можно заметить через несоответствие картографической и оверлейной береговой линий. Но при этом надо учитывать все особенности отображения РЛС от берега, описанные выше. 
  2. ошибкам системы позиционирования. В определении координат с помощью GPS (или ГЛОНАСС) также возможны сбои и преднамеренные ошибки, которые могут достигать  сотен метров. При использовании ГНСС с дифференциальным режимом работы, анализ данных эхолота и их сопоставление с картой глубин, периодическое определение места судна известными стандартными способами возможно определять эти ошибки. Но, самым эффективным является режим радарного оверлея. Очень важно, чтобы радар видел береговую черту, и если она не соответствует картографической и имеет смешение в одном направлении на фиксированную величину, значит  возникли ошибки в ГНСС.
  3. смещение радиолокационного сигнала относительно картографического вследствие недостоверности пересчета местных эллипсоидов. В этом случае РЛИ такого участка будет иметь постоянное смещение в одном направлении.
  4. сбои в  работе курсоуказателя  могут привести к неправильным данным о курсе судна,  неправильной оценке пеленгов на наблюдаемые цели,  неправильной оценке навигационной опасности и ошибочном принятии решения на расхождение с целью. А выявить  эти ошибки  поможет радарный оверлей. Радар изначально определяет направления относительно диаметральной плоскости судна,  а  затем осуществляется пересчет курсовых углов радиолокационных объектов в пеленга, путем прибавления к ним текущего значения курса. Полученный РЛС накладывается на карту. В случае, если значение курса судна будет иметь ошибку, то на величину этой ошибки исказится все РЛИ. Оно будет повернуто вокруг места судна на величину ошибки курса и это будет легко идентифицироваться по характерному несовпадению картографической и радиолокационной береговой черты.
  5. данные от  АИС тоже  можно проверить  с помощью радарного оверлея. При правильной ее работе отметка от АИС цели совпадает с радиолокационной по углу и дистанции. Этот же принцип относится и к контролю информации о целях, поступающей с САРП.
 
Можно с большой уверенностью сказать, что режим радарного оверлея очень полезен, ведь благодаря ему  можно оперативно контролировать работу системы и данных, которые поступают с других систем.
 

 



Иностранный язык:  en

Возврат к списку